У Сяньгуй и Тан Дайцзы, пионеры Окинавского Карате.
(с) автор: Марио МакКенна
(с) Перевод на русский: Павел Демьянов 03.04.2018
Примечание: Перевод статьи из журнала Dragon Times vol. 20.
«Хотя окинавцы, возможно, больше не путешествовали в Фучжоу для изучения Цюаньфа, влияние Фуцзяньских боевых традиций все еще присутствовало на Окинаве. Оно было представлено двумя мужчинами китайского происхождения, Тан Дайцзы (яп. То Дайки) и У Сяньгуй (яп. Го Кенки). Хотя считается, что эти два человека оказали глубокое влияние на многих пионеров каратэ-до, таких как Кёда Дзюхацу, Мабуни Кенва, Мияги Тёдзюн и др.; почти ничего не известно об их жизни и соответствующих традициях, которые они преподавали.»
На протяжении столетий Окинава имела сильные культурные и экономические связи с Китаем, начиная с создания постоянного китайского поселения художников, ремесленников, ученых и, возможно, преподавателей Цюаньфа в деревне Кумэ в 1392. Почти пятьсот лет продолжались эти отношения, пока наконец, в 1866 году, в Учая Удун, в восточном саду замка Сюри ни состоялась церемония, на которой последний китайский посланник официально разорвал отношения.
Когда Япония начала модернизироваться во время Реставрации Мэйдзи, правительство распространяло свое влияние на все сферы жизни, включая жизнь на островах Рюкю. Это включало искоренение многих уникальных культурных влияний Китая на культуру Рюкю и приведение Рюкю под власть официального японского правления в качестве префектуры Окинава. К началу 20-го века фокус переключился с Китая на Японию как источник культурной идентичности.
Хотя окинавцы, возможно, больше не путешествовали в Фучжоу для изучения Цюаньфа, влияние Фуцзяньских боевых традиций все еще присутствовало на Окинаве. Оно было представлено двумя мужчинами китайского происхождения, Тан Дайцзы (яп. То Дайки) и У Сяньгуй (яп. Го Кенки). Хотя считается, что эти два человека оказали глубокое влияние на многих пионеров каратэ-до, таких как Кёда Дзюхацу, Мабуни Кенва, Мияги Тёдзюн и др.; почти ничего не известно об их жизни и соответствующих традициях, которые они преподавали.
В этой статье я попытался максимально подробно описать жизнь этих двух мужчин и добавить некоторую историческую глубину двум загадочным фигурам окинавского карате-до. С этой целью я использовал работы Фудзивара Рёзо, Гима Синкин, Такамияги Шигеру, Токашики Икен и личную переписку с Эдзима Хироюки (племянником Го Сейби, который в свою очередь был племянником У Сяньгуй) в качестве моих основных источников информации.
Тан Дайцзы.
Тан Дайцзы родился в небольшой деревне Яоша, расположенной примерно в 50 км к юго-западу от Фучжоу. По-видимому, он жил со своим двоюродным братом, Тан Дайшенгом и его тетей. В юности Тан Дайцзы работал на ферме, что помогло ему развить сильное телосложение, и, как сообщается, он был самым сильным человеком в своей деревне. Двоюродный брат Дайшенг работал в бизнесе по обработке и продаже чайных листьев.
Боевые искусства были чрезвычайно популярны в Яоша и, как и многие молодые люди в его деревне, Дайдзы начал изучать Цюаньфа в раннем возрасте в местном зале боевых искусств. В дополнение к его силе Дайцзы также был известен своей сильной волей и решимостью к победе. Каждый год преподаватель приглашался в деревню, чтобы учить, и именно здесь Тан Дайцзы начал изучать форму Кулака Тигра. Когда Дайцзы в конечном итоге покинул свою деревню, учитель по имени Сюэ Цзинь научил его форме Кулака Журавля, особо выделяя форму под названием Шисан Дайхао («Сохраняя Великие Тринадцать», т. е. Сэйсан). Кроме того, Чжоу Жэньцун, родственник Чжоу Цзыхэ (яп. Сю Сива), как сообщается, преподавал ему стиль Кулака Петуха.
В 1910 году Дайшенг открыл чайный магазин с окинавским деловым партнером, но бизнес шел плохо, и Дайшенг задерживал кредитные выплаты. В результате этого и других непредвиденных обстоятельств он был вынужден закрыть магазин. Все еще в долгу, Дайшенг обратил свое внимание на Окинаву, где он открыл чайный магазин Кова и небольшой ресторан китайской кухни в восточном районе Наха, который в то время был центром торговли. Чувствуя, что не может управлять магазином в одиночку в чужой стране, он позвал своего кузена присоединиться к нему на Окинаве в 1915 году.
Дайцзы повиновался своему двоюродному брату и покинул маленькую деревню, где провел всю свою жизнь. Он вскоре прибыл на Окинаву и не теряя времени начал обживаться, а к следующему году женился на девушке по имени Исихара Мичико. У Дайцзы и Мичико было два сына и пять дочерей, но, несмотря на все его усилия, жизнь его семьи была чрезвычайно сложной.
Цюаньфа г-на Тан Дайцзы.
Предполагалось, что Дайцзы изучял У Цу Цюань (яп. Госокен) или Кулак Пяти Предков. Это могло включать такие формы, как Чинто, Сейсан и, возможно, Вандо. Действительно, в традиции Кулака Пяти Предков есть форма, называемая Чентоу «Пригнуть Голову».
Китайские иероглифы для Чентоу (см. таблицу 1) нужно понимать как “пригнуть тело” [вероятно, занизить центр тяжести] и “Защитить Голову”. Интересно, что в окинавском ката Чинто это первое движение, а в Кулаке Пяти Предков — последнее.
Таблица 1 Различные чтения и написание формы Чинто из У Цу Цюань и с Окинавы.
Токашики Икен утверждал, что Дайцзы преподавал не Кулак Пяти Предков, а Кулак Тигра (Ху Цюань). Эта форма Кулака Тигра возникла из Кулака Почитания Тигра (Ху Цзунь Цюань), который был разработан мастером Ли Хуанчжу (яп. Ри Генсю) в 19 веке. Ли изучал боевые искусства с детства, включая Кулак Быка и Кулак Змеи. Он смешал методы и формы этих различных боевых искусств и разработал Ху Цзунь Цюань.
Характеристики Ху Цзунь Цюань включают напряжение горла, стискивание зубов, объединение воли и духа, использование ки, согласование движения бедер и рук, одновременное движение рук и ступней и быстрое перемещение от одной формы атаки к другой. Список Ката Ху Цзунь Цюань приведен в Таблице 2.
Таблица 2 список форм Ху Цзунь Цюань.
Токашики утверждает, что ошибочное мнение о том, что Дайцзы учил Кулаку Пяти Предков, возникло из-за того, что люди приняли ката Гоко Чоё за Госокен. Однако следует отметить, что в Кулаке Пяти Предков существует форма, известная как Гоко Сен или Битва Пяти Тигров (У Ху Жан на китайском языке, см. таблицу 3).
Table 3 Различные чтения и написание формы “Битвы Пяти Тигров”.
Может ли это быть источником путаницы? Трудно сказать, но это ставит под сомнение аргумент Токашики о том, что Дайцзы был адептом Кулака Тигра.
Наконец, Токашики утверждает, что Кулак Тигра г-на Тан Дайцзы был похож на стиль Чжоу Цзыхэ (1877-1936), того же Чжоу Цзыхэ, который преподавал мастеру Уэчи Камбун, основателю Уэчи-Рю Каратэ-До, более известного под японским именем Сю Сива
Раннее сообщество Тоди Кенкюкай.
Неясно, как это произошло, но Тан Дайцзы сдружился с двумя ведущими авторитетами окинавского карате, Мияги Тёдзюном (Годзю-рю) и Мабуни Кенва (Сито-рю) и стал частью Тоди Кенкюкай (Общество исследования Тоди).
Изначально Кенкюкай был основан в 1918 году в городе Наха Мияги Тёдзюном и Мабуни Кенвой и базировался в доме Мабуни. К 1926 году Кенкюкай стал большой ассоциацией с полной занятостью, имеющей собственное тренировочное помещение, расположенное в районе Вакакуса в г. Наха.
Помимо Мияги и Мабуни, членами Кенкюкай были Ханасиро Чомо, Ябу Кенцу, Мотобу Чоки, Накасонэ Генва, У Сяньгуй и целый ряд других известных учителей Тоди.
Хотя Тан Дайцзы не был так активен в Тоди Кенкюкай, как его соотечественник У Сяньгуй, он не давал о себе забыть и часто участвовал в публичных демонстрациях Тоди в 1920-ых. Говорят, что между Тан Дайцзы и У Сяньгуем во время этих публичных демонстраций было дружеское соперничество
(На фото: в центре Мияги Тёдзюн, справа У Сяньгуй)
Жизнь на Окинаве.
В 1930 году чайный магазин Дайцзы был разрушен огнем, а несколько лет назад его двоюродный брат Дайшенг скончался. Решив, что с него хватит злоключений, Тан Дайцзы наконец решил вернуться в свою родную деревню в Китае со своей семьей, но его вторая дочь осталась в Нахе. Там в Китае они жили со своей тетей, как это было раньше в юности. Однако его жена Мичико не смогла свыкнуться с жизнью в китайской деревне в сельской местности. Из-за незнания китайского языка и культурных отличий, через три коротких месяца она оставила Дайцзы и вернулась на Окинаву, бросив как мужа, так и детей.
После разлуки с женой жизнь Дайцзы стала еще более невыносимой. Он изо всех сил пытался поддержать свою семью, но, несмотря на все усилия, семья продолжала жить в бедности. Вдобавок к тяжелому бремени, некоторые из его детей умерли юными. Все это оказалось для него слишком тяжелой ношей, и он поддался стрессу, депрессии и, наконец, умер в своей родной деревне в 1937 году.
У Сяньгуй.
Другим человеком, оказавшим глубокое влияние на раннее развитие современного каратэ-до, был У Сяньгуй (яп. Го Кенки). У Сяньгуй родился в 1887 году в Фучжоу, младшем из четырех братьев и трех сестер. Он рано женился, но как жена, так и его дочь умерли примерно через год.
Хотя имя У довольно распространено в Китае, семья Сяньгуя была немногочисленна и часто была в центре внимания бандитов, которые охотились на нее. Разочарованный и возмущенный этой ситуацией дядя У Сяньгуя, У Сунму (сам владеющий Цюаньфа и работой широким мечом), решил найти подходящих учителей, чтобы наставлять членов своей семьи. В результате, Сяньгуя обучали нескольким стилям Цюаньфа с раннего возраста. Неудивительно, что в следующий раз, когда семья подверглась нападению, их мучители не смогли ничего противопоставить недавно обученному клану У и больше не докучали им. Благодаря своим усилиям, оказанной помощи клану У, Сунму стал главой семьи и, кроме того, приобрел репутацию сильного бойца. Он также начал обучать местных детей Цюаньфа.
Считается, что Сяньгуй был опытным в Кулаке Белого Журавля, но неизвестно, как и у кого он его изучил.
По одной теории Сяньгуй научился Мин Хэ Цюань (Кулак Кричащего Журавля). Считается, что У Сунму был знаком с создателем Мин Хэ Цюань, Се Чжунсяном (также известным как Ру Ру Ко), тем же самым Ру Ру Ко, который, как сообщается, обучал окинавца Хигасионна Канрё. У Сунму в конце концов пригласил г-на Се приехать и обучить стилю Мин Хэ Цюань своих трех сыновей, Сяньгуя и его двух братьев Сяньцая и Сяньчана. Их обучение Мин Хэ Цюань проводилось в секрете до 1912 года, когда У Сунму скончался.
По другой теории Сяньгуй учился Кулаку Журавля у Чжоу Цзыхэ (1876-1926), у того же Чжоу Цзыхэ, который обучал окинавца Уэчи Канбуна. Несмотря на то, что он был известен как мастер Шаолиньского Кулака Тигра, Чжоу был мастером нескольких форм Цюаньфа, в том числе Утки, Быка, Собаки, Обезьяны и Кричащего Журавля. Очевидно, Уэчи Камбун и Сяньгуй сблизились в додзё Чжоу, настолько, что когда Уэчи открыл свое додзё У посещал его для обмена опытом и приемами. Эта теория имеет некоторые достоинства, поскольку устная традиция гласит, что после возвращения Уэчи на Окинаву, У давал рекомендацию для будущих учеников Уэчи, а Уэчи иногда посещал чайный магазин У в Нахе.
Путешествие У Сяньгуя на Окинаву.
Предположительно после смерти своего дяди в 1912 году Сяньгуй вернулся домой к своим родителям, которые управляли постоялым двором, расположенным недалеко от Рюкюкана. Один из гостей, останавливающихся в доме У, был окинавцем по имени Гима Масатада. Гима бежал в Фучжоу в 1902 году с его пятью братьями, чтобы избежать призыва, который был учрежден правительством Мэйдзи, которое затем воевало с Россией. Хотя все его братья в конце концов вернулись на Окинаву несколько лет спустя, Гима остался и начал работать на фабрике по переработке чая и в конечном итоге подружился с родителями Сяньгуя. В 1912 году Гима, наконец, решил вернуться на свою родину, Окинаву, но вернулся он не один. Вместе с ним приехал молодой У Сяньгуй.
Побывав на Окинаве с Гимой, Сяньгуй вскоре начал работать ассистентом в чайной компании “Сэнсюн Кай” в районе города Наха, Хигаси-мати. Дела в магазине вел другой человек из Фучжоу по имени Гао Цзянцзие, он занимался учетом и вел записи. Также в этом магазине был молодой человек по имени Ания Сейшо, который работал ассистентом. Именно там, в Сеншун Кай, познакомились Сяньгуй и Ания Сейшо.
Как и его земляк Тан Дайцзы, У женился на окинавской женщине по имени Ёсикава Макато (1898-1945). У них родилась дочь Ёсикава Тоё (1920-1945). В 1913 году Сяньгуй основал свое собственное чайное производство под названием Чайная Компания Эйко, также расположенное в Хигаси-мати, а Ания Сэйшо ему в этом помогал. В это время Сяньгуй было 27, а Ания было 15 лет. Сяньгуй был очень доволен Анией и дал ему прозвище “Мацу”. Эти двое были нераздельны везде, где был Сяньгуй там был и Ания.
Когда Сяньгуй открыл свою чайную лавку, его распорядок состоял из того, чтобы работать над своим бизнесом в течение дня и преподавать Цюаньфа ночью. Первоначально Сяньгуй преподавал только Ание, но позже он взял других учеников, которые были представлены Анией, в том числе: Ябу, Медорима и Сагара. Интересно, что в отличие от учителей Цюаньфа в Китае, У не взимал никаких сборов со своих учеников.
Чему же учил У?
Один из немногих прямых учеников У Сяньгуя, все еще живущий, является Итоман Сёдзё (родился в 1924 году). Бабушка Итомана жила в Хигаси-мати, где Сяньгуй работал и жил, они познакомились, и таким образом молодой Итоман попал на тренировки к Сяньгую в 1936 году в возрасте 12 лет. Итоман вспоминает, что обучение проходило в небольшой комнате на втором этаже чайного магазина У. Вдоль стен комнаты располагалось снаряжение для обучения, в том числе нигири-гами, чииши, иши саши и тецу-гэта.
(На фото: окинавские ученики У Сяньгуя)
Занятия в чайном магазине длились около двух часов и начинались с поклона из Сэйдза в сторону Кютенфукаин Митато Генси ( или Бусаганаши на окинавском диалекте). Бусаганаси был местным божеством музыки, искусства и бизнеса в районе Фуцзянь. Затем занятия переходили к подготовительным упражнениям, после чего к практике Хаппорен (Санчин) с утяжелениями и согласованным дыханием. Далее Сяньгуй и ученики демонстрировали ката. Сяньгуй правил ката учеников. Наряду с Хаппорен У, похоже, практиковал два других Ката (см. Таблицу 4).
Таблица 4 Различные чтения и написание форм, преподаваемых на Окинаве мастером У.
Итоман вспоминает Цюаньфа г-на У как удивительное. По сообщениям, у него было невероятное выражение на лице при исполнении ката. Его дыхание было тяжелым и сильным, но его движения были намного мягче, чем окинавское каратэ, это поразило Итомана. В дополнение к практике ката и укрепляющим упражнениям ученики иногда использовали палку для практики защиты от ударов руками и ногами. Интересно, что во время практики в комнату не допускались посторонние.
Помимо своего небольшого додзё на втором этаже чайного магазина У, по-видимому, преподавал Цюаньфа каждую субботу вечером в саду Такаминэ Ясуюки, в поселке Кумэ, начиная с 1937 года. Там также были Эдзима Моритоку и Ёсикава Такамори. Кроме того, Сяньгуй, возможно, преподавал использование меча Дао или широкого меча.
В 1989 году у Накасонэ Чосина, 84-летнего отставного школьного учителя из Ороку, брали интервью Хокама Тецухиро и Патрик Маккарти. Г-н Накасонэ заявил, что с 1934 по 1938 год, один раз в неделю, вечером в местный клуб Тоди в средней школе приходил китайский преподаватель и инструктировал учеников как использовать Дао или широкий меч. Был ли этот китайский человек У Сяньгуй? Возможно, но мы никогда не узнаем наверняка.
По словам Итомана Сёдзё, У Сяньгуй был вежливым, честным и знающим китайскую медицину. Он часто заботился о небольших травмах своих учеников, лечил ссадины, порезы, ушибы и синяки, возникавшие в процессе практики.
Он любил садоводство и держал растения на веранде своего дома. Как и его хороший друг Мияги Тёдзюн, Сяньгуй не курил и не пил, его уважали и ему доверяли соседи. В его более поздние годы У Сяньгуй, как сообщается, стремился вернуться на родину в Китай. Но Япония и мир оказались на пути войны, что сделало невозможным мечту У. Он умер от рака желудка в мае 1940 года в возрасте 53 лет в Хигаси-мати.
Влияние У Сяньгуя на ранних пионеров каратэ.
Считается, что г-н У и, в меньшей степени, г-н Тан, оказали огромное влияние как на технический, так и на личный опыт многих ранних пионеров каратэ, таких как Мияги Тёдзюн (Годзю-рю), Мабуни Кенва (Сито-рю), Кёда Дзюхацу (Тоон-рю) и других.
Мабуни Кенва, и Кёда Дзюхацу сохранили ката Нэпай в своих стилях [которое выучили у г-на У Сяньгуя]. Однако следует отметить, что версия Нэпай Сито-Рю позднее была сильно изменена и переименована в Нипайпо. Версия Тоон-Рю сохранила часть своей первоначальной формы с акцентом на плавную непрерывную круговую технику.
Мабуни также сохранил форму Хаппорен в его Сито-рю, которая также была впоследствии изменена.
В случае с Мияги Тёдзюном, основателем Годзю-рю, неясно, был ли он непосредственно затронут учением У, но мы знаем, по крайней мере, что У сыграл важную роль во время второй исследовательской поездки Мияги в Китай, в Шанхай в 1936 году.
(На фото: У Сяньгуй и Мабуни Кенва)
В 1928 году ученик У Ания основал “Торговую компанию Ания” в Шанхае, а во время своей второй своей поездки Сяньгуй уже сопровождал Мияги, и в течение десяти дней Мияги Тёдзюн был гостем в доме Ания в Шанхае. За это время Мияги продемонстрировал каратэ в различных клубах и ассоциациях, а позже он познакомился с китайскими мастерами Цюаньфа Жао и Жиа с целью исследований и дальнейшего обучения. К сожалению, неизвестно, каким боевым традициям эти двое следовали. Мияги также познакомился с Мяо Син (1881-1939) известным мастером Лохан Цюань (Кулак Монаха). Мияги, как сообщается, тренировался с Мяо Сином в Атлетической ассоциации Цзин У, и именно благодаря этому опыту Мияги создал ката Гэкисай.
В ознаменование его визита в Китай, изучения китайского Цюаньфа и углубления отношений между Китаем и Японией были созданы небольшие плакаты с именами участников. Известно, что Мияги Тёдзюн разыскал несколько книг о Цюаньфа, и получил их благодаря усилиям г-на Ания. К сожалению, плакат и книги Мияги были уничтожены во время бомбардировок Окинавы во время Второй мировой войны.
Бубиси.
Были предположения, что У Сяньгуй является одним из возможных источников загадочной книги Убэйжи (яп. Бубиси), почитаемой в окинавском каратэ. Наиболее интересные и подробные спекуляции были получены от известного исследователя Фудзивара Рёзо. Фудзивара утверждает, что либо У, либо его благодетель Гао Цзянцзие привезли с собой Бусиби, когда они отправились на Окинаву. Фудзивара даже заходит так далеко, чтобы сказать, что Гао бежал на Окинаву во время неудавшегося восстания боксеров, и его копия Бубиси в конечном итоге попала в руки Итосу Анко. Фудзивара предполагает, что Итосу Анко использовал Бусиси в качестве источника своих “десяти учений каратэ”, написанных в 1908 году, в которых излагаются достоинства обучения Тоди для включения в учебную программу физического воспитания на рубеже 20-го века. К сожалению, Фудзивара не может предоставить никаких конкретных доказательств в поддержку этой теории. Тем не менее, теория о том, что У был источником Бубиси на Окинаве, не так легко исключить. Племянник У Сяньгуя, Го Сейби, заявлял, что, когда ему было 19 лет, его дядя дал ему копию книги, которая была почти идентична Бубиси с точки зрения содержания, которую он перечитывал снова и снова. У, по-видимому, привез эту книгу из Фучжоу, когда перебрался на Окинаву. Го Сэйби считает, что эта книга и была Бубиси.