Сколько Сэсанов нужно для создания стиля?
(c) «How many Sesan do you need to make a style?» by Mario McKenna, May 18, 2020
(c) Перевод на русский, Павел Демьянов, 15.09.2020
Время от времени Канзаки Сенсей рассказывал мне о том, как он изучал Тоон-Рю у Кёда Дзюхацу в 1950-х и 1960-х годах. Он делился замечательными историями и часто рассказывал мне, какое влияние оказал на Кёда сенсея Хигаонна Канрё.
Есть много историй и косвенных доказательств, подтверждающих это. Достаточно взглянуть на название стиля Кёда сенсея, Тоон-Рю [東恩流], в котором используются первые два иероглифа фамилии Канрё, Хигаонна [東恩納]. Однако я думаю, что в этом названии заключено нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
Помимо Хигаонна Канрё, у Кёда Дзюхацу было еще два учителя: Ябу Кенцу и Хигаонна Канъю (я полагаю, что можно было бы добавить Го Кенки, но, поскольку они были близки по возрасту и были частью Кенкюкай, у них не было отношений «учитель-ученик»).
Ябу — известный деятель окинавского Каратэ-До, о нем много написано. Канъю Хигаонна, напротив, гораздо менее известный в истории окинавского каратэ, и мы можем даже сказать, что он был второстепенной фигурой. Однако в Канъю важна не его слава, а его отношения с Хигаонна Канрё и Кёда Дзюхацу.
Канъю был старшим двоюродным братом Канрё, и хотя он был более известен как музыкант, он также практиковал каратэ.
Мало кто знает, что первым учителем Дзюхацу на самом деле мог быть Канъю, а не Канрё. Его мать, Омито, была родственницей Хигаонны Канью, и она привела к нему сына, чтобы он изучал каратэ. Помимо изучения Сэсан-Ката версии Хигаонна Канрё, Кёда также изучил версию Канъю. Хотя Сэсан Канъю следует основному шаблону большинства Сэсан ката, местами он значительно отличается от всего, что известно. Таким образом, Кёда знал две версии Сэсан.
Много лет спустя, когда Кёда жил на материковой части Японии, обучая Канзаки сенсея своему стилю Тоон-Рю, он часто менял решение о том, какую версию Сэсан передаст ему. Иногда он даже говорил, что выбирал лучшие техники обоих форм и пытался объединить их в новую версию Сэсана. В конце концов, он обучил Канзаки версии Канъю Сэсан, а не версии Канрё.
Мне всегда казалось это решение немного странным, учитывая, что Кёда, по общему мнению, был преданным учеником Канрё и назвал свой стиль Каратэ в его честь. Однако в последнее время я пришел к другому выводу. Я думаю, что Тоон-Рю на самом деле представляет обоих братьев Хигаонна: Канрё и Канъю. Я не думаю, что Кёда действительно осознавал это, но его нерешительность в том, какую версию ката передать своему ученику Канзаки, или объединить два ката вместе, косвенно указывает на сильное влияние обоих братьев.
Конечно, это просто предположение с моей стороны, но я думаю, что эта гипотеза имеет право на существование.
Я спрашивал Канзаки сенсея, показывал ли Кёда ему когда-нибудь версию Канрё Сэсан, и была ли она такой же, как и версия Годзю-Рю. Он с грустью ответил, что никогда не видел Сэсан Кёда [до того, как тот определился с версией ката для передачи]. Затем я спросил его, видел ли он, как Дзюко, сын Кёда Дзюхацу, выполнял ката, и ответил, что Дзюко тоже этого не изучал. Лично мне грустно, что Кёда не передал версию Канрё, поскольку было бы интересно сравнить ее с версией того же ката из Годзю-Рю.