Интервью Яги Мэйтоку Сэнсэя

(с) Редкое интервью Яги Мэйтоку Сэнсэя, взятое в 1989 году Полом Бабладэлисом.

(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 05.02.2017, pdemyanov@gmail.com, пожалуйста, уважайте мой труд и при копировании указывайте источник.

Предисловие Эрнеста Дж. Эстрады.

Следующее интервью, вероятно, единственное когда-либо данное сэнсэем Яги Мэйтоку, было проведено Полом Бабладэлисом (Мэйбукан Окинава Годзю-Рю Рэнси 5 Дан). Дай Сэнсэй Яги, в настоящее время 10 Дан Ханси, Окинава Годзю-Рю, ранг и звание присвоено всеокинавской ассоциацией Каратэ. Большое спасибо г-ну Бабладэлису за то, что позволил мне использовать это превосходное интервью.

Удивительно мало известно за пределами Окинавы о человеке, который является главным авторитетом в мире окинавского Годзю-Рю Каратэ-До. Лишь немногие иностранные ученики и преподаватели Годзю-Рю хотя бы знают его имя, имя человека, который унаследовал пояс и форму Мияги Тёдзюна.

Meitoku Yagi

В 1986 году покойный император Хирохито удостоил этого человека орденом четвертой степени за выдающийся вклад в Каратэ. Покойный Гоген Ямагучи, глава японского Годзю-Рю, признавал этого человека в качестве законного наследника окинавской системы Мияги сэнсэя. Ямагучи посещал этого человека на Окинаве несколько раз, чтобы править ката и получать инструкции по продвинутым методикам Годзю-Рю.

Кто же он? Яги Мэйтоку, Ханси 10-й Дан, глава школы Мэйбукан окинавского Годзю-Рю Каратэ-До. В свои 78 лет, Яги Мэйтоку бодрый, здоровый, и сохраняет ясный ум. Он практикует Каратэ в течение 65 лет, с тех пор, как дед привел его в дом Мияги в 1925 году. После смерти Мияги сэнсэя, Яги Мэйтоку основал не только школу окинавского Годзю-Рю Мэйбукан, свою семью Каратэ, но и ассоциацию окинавского Каратэ Годзю-Кай, организацию, которая включает в себя все школы окинавского Годзю-Рю. В юности, Яги Мэйтоку был известен как «разбиватель макивар.» Он мог сломать обычную макивару по собственному желанию, а иногда искал особенно жесткие, про которые говорили, что их сломать невозможно. Основной идеей его учения было то, что один удар может убить.

В резком контрасте с твердостью его кулаков, он регулярно играет на пианино и даже научился играть на скрипке. Он до сих пор доказывает свое мастерство стратегии. В 1988 году он стал Чемпионом Японии в Чундзи, игре в китайские шахматы. В 1989 году он стал чемпионом не только Японии, но и Мира. Несмотря на эти феноменальные достижения, Яги Мэйтоку удалось остаться прежним, слава и достижения не изменили его. Каждое утро, прежде чем дети проходят мимо его дома по пути в школу, Яги Мэйтоку подметает мусор и грязь на улице перед своим домом и Додзё.

В этом редком интервью, Яги Мэйтоку говорит об обучении у Мияги Тёдзюна, и своей собственной жизни, о взглядах на  Каратэ сегодня.

Это интервью состоялось в Наха, Окинава, в декабре 1989 г. Оно составлено из двух сессий, в его Каратэ Додзё, а затем в ресторане во время обеда. Яги Мэйтацу и Мэйтэцу, два сына Яги Мэйтоку, оба говорят на прекрасном английском языке, выступили в качестве переводчиков. Они сами являются признанными выдающимися Каратэ-Ка и были в состоянии пояснить ответы своего отца. Яги Мэйтацу, Ханси 9-й Дан, президент всеокинавской ассоциации Окинава Годзю-Кай. Яги Мэйтэцу, Кёси 8-й Дан, один из вице-президентов той же ассоциации.


Интервью.

Интервьюер: Сэнсэй, пожалуйста, вы можете назвать себя.

Яги Мэйтоку: Меня зовут Яги Мэйтоку, я родился 6 марта 1912 года,  сейчас на пенсии.

Интервьюер: Сэнсэй, как это было, тренироваться с Мияги Тёдзюном?

Яги Мэйтоку: Мы делали очень много повторений упражнений Ёби Ундо, поэтому у Мияги было так мало постоянных учеников. (Ёби Ундо —  укрепляющие упражнения, которые могут быть очень изнуряющими. Мастер Яги идет показать некоторые из упражнений, которые практиковались на занятиях Мияги.) Каждый ученик считал до  100 повторений упражнения. Иногда всем приходилось считать до 1000 повторений. Через год или два большинство учеников уходило, потому что где угодно было заниматься легче.

Яги Мэйтацу: Мой отец рассказывает историю о том как трудно было заниматься. Вы знаете, для того чтобы использовать традиционный японский туалет вы должны сидеть на корточках. Ученики были так измотаны занятиями у Мияги, что держались за веревку, чтобы присесть в туалете, а затем подтягивали себя, чтобы встать.

Интервьюер: Вы были одним из первых учеников Мияги?

Яги Мэйтоку: Да, но у Мияги уже были некоторые студенты, когда дед привел меня туда: Хига Сэйко, Накаима Гэнкай, Адзама, Сакияма-сан [Тогда его фамилия была Сенаха], всего может быть, пять или шесть. Но все эти студенты изучали только четыре Ката: Санчин, Сэйсан, Сэйюнчин и Тэнсё. Эти Ката называются Кайсю формами, но Ката Сэйсан и Сэйюнчин считались тренировочными Ката Годзю-Рю. Это очень важные формы и должны быть тщательно изучены, чтобы понять Годзю-рю. Когда я был в четвертом классе старшей школы, который был бы настоящее время первым курсом института, мастер Мияги Тёдзюн сказал мне, что он начнет учить меня всем Ката Годзю-Рю: Курурунфа, Сэпай, Сисочин, Сайфа, Супаримпэй. Я был одним из первых, кто начать изучать все Ката, до того времени Мияги не преподавал их.

Интервьюер: Можете ли вы рассказать нам о тренировке Санчин?

Яги Мэйтоку: Тренировка Санчин. Да, в первые дни многие ученики приходили к Мастеру Мияги тренироваться. Он тренировал их очень жестко и тяжело в течение трех-пяти лет, прежде чем начинал учить Ката Санчин. Многие из студентов уходили, даже раньше, чем начинали учить Санчин, но если они оставались, Мияги начинал преподавать им Ката Санчин. Он давал только Ката Санчин и это продолжалось в течение двух или трех лет. Это было тяжелое обучение. Многие студенты ушли искать другое Додзё.

Интервьюер: Какими были ваши отношения с Ямагучи Гогэном?

Яги Мэйтоку: Перед двадцать пятой годовщиной со дня смерти Мияги Тёдзюна, Ямагучи Гогэн и Идзумигава Канки приезжали в мо Додзё на Окинаве, чтобы получить инструкции по Ката, это было в марте 1978 года. Ямагучи-сэнсэй обучался у мастера Мияги в течение короткого периода времени и представлял его в материковой Японии. Идзумигава-сэнсэй был учеником Хига Сэйко, начал обучаться у Хига после войны. Во время войны тренировок не было. Идзумигава-сэнсэй преподавал в городе Кавасаки, Япония. Оба хотели, чтобы их ката, совпадали с окинавскими. Когда я ездил в Токио я посещал Додзё Ямагучи Гогэна и учил окинавскому Годзю-Рю его сына и дочь. Надо сказать, что они оба [Ямагучи Гогэн и Идзумигава Канки] уже умерли, но если вы будете заниматься в их уважаемых додзё вы можете быть уверены, что вы изучаете продвинутые техники Годзю-Рю.

Интервьюер: Что случилось, когда началась война? Должно быть, Мияги Тёдзюну было нелегко, так же как и вам?

Яги Мэйтоку: Во время войны Мияги Тёдзюн отправился в северную часть Окинавы. Я был направлен на другой остров, который является частью цепи Рюкю. Во время войны не было тренировок Каратэ.

Интервьюер: Где Мастер Мияги учил после войны?

Яги Мэйтоку: Мастер Мияги преподавал в своем доме, на улице во дворе своего дома. Он время от времени посещал Бутоку-Дэн в Наха (Бутоку-Дэн был одним из немногих зданий, уцелевших после Второй Мировой Войны на Окинаве. Центральные здания полиции Наха были перестроены вблизи Бутоку-Дэн, который был снесен в конце l980-х годов. Бронзовый бюст Мияги Тёдзюна был поставлен в Бутоку-Дэн и оставался там, до сноса здания). Но Мияги не учил регулярно никого кроме своих личных учеников.

Интервьюер: Как я понимаю, у вас есть пояс и форма мастера Мияги?

Яги Мэйтоку: Да, семья Мияги решила презентовать мне форму и пояс Мастера. После того, как Мастер Мияги скончался, члены его семьи провели встречу, чтобы решить, кто должен стать его преемником. Они приняли свое решение и официально передали пояс Мастера и его униформу мне. Я демонстрировал униформу и пояс на 33-й юбилейной демонстрации.

Яги Мэйтацу: на поясе и униформе вышито «Мияги Сихан.» Это было сокровище семьи Мияги и оно было отдано моему отцу.

Интервьюер: В вашей школе Мэйбукан вы ввели некоторые новые Ката. Можете ли вы рассказать мне о них?

Яги Мэйтоку: Я ввел ката Тэнчи в 1985 году. Еще я ввел четыре новых Ката в систему Годзю-Рю, каждое из которых олицетворяет сторону Света [Сэйрю, Сюдзяку, Бякко, Гэмбу], и это будет мой вклад в Годзю-рю. В прежние времена Мастер Мияги часто учил двумя способами. Один способ для начинающих, он был без понимания того, чему они учатся. И другой, для продвинутых учеников, было полное понимание того, что они узнали. Он очень редко давал объяснения сути и смысла своих Ката, пока студент не демонстрировал мастерство формы, благодаря постоянной упорной тренировке.

Интервьюер: Вы можете рассказать нам о семье мастера Мияги.

Яги Мэйтоку: Да, у мастера Мияги было четверо мальчиков и пять девочек. Цуру была старшей дочерью и первой родилась. Она была моей одноклассницей в школе.

Интервьюер: Мастер Мияги присуждал вам черный пояс?

Яги Мэйтоку: Мияги никогда не присуждал никому черный пояс. Он был в процессе формулирования требований к черному поясу, но умер прежде, чем закончил.

Яги Мэйтацу: Но Мастер Яги получил тот самый пояс, который носил Мияги Тёдзюн. Таким образом, можно сказать, что это был первый и единственный черный пояс, выданный семейством Мияги. Каждый на Окинаве это знает и принимает тот факт, что Мастер Яги Мэйтоку — преемник мастера Мияги Тёдзюна.

Интервьюер: Что готовит будущее для Годзю-Рю?

Яги Мэйтоку: Когда Мияги Тёдзюн преподавал Каратэ, он учил всех способом для начинающих. У него было очень мало продвинутых учеников, но много тех, кто обучался техникам для начинающих. После определенного периода времени, эти ученики уходили, но обладали только техниками для начинающих. Моя обязанность как старшего — обучать продвинутым техникам, открыть их Миру. Это мое будущее и мое намерение. Годзю-рю в настоящее время распространено во всем мире. Поэтому эти методы [продвинутые техники] должны быть переданы всему Миру.

(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 05.02.2017, pdemyanov@gmail.com, пожалуйста, уважайте мой труд и при копировании указывайте источник.