Какэдамэси и встреча с мастером Ти / Kakedameshi and encounter with the master of Ti
Эта статья содержит заметку блога Мотобу-Рю «Kakedameshi»
This article contains the note of Motobu-Ryu blog «Kakedameshi»
(c) Русский перевод выполнен Павлом Демьяновым с разрешения авторов 16.04.2020
(c) Russian translation by Pavel Demyanov with a permission of the authors 16.04.2020
(c) Английский перевод выполнен Мотобу Наоки 15.04.2020
(c) English translation made by Motobu Naoki 15.04.2020
Article is bilingual, one can find english text below. Москва/Moscow 2020
Какэдамэси из блога Мотобу-Рю
25 октября 1936 года в городе Наха состоялся знаменитый «круглый стол мастеров каратэ». Мотобу Чоки приехал из Токио, чтобы принять участие в дискуссии, на встрече состоялся следующий диалог:
- Г-н Ота: Когда господину Мотобу было 21 или 22 года, я пытался вынудить его вступить в «настоящий бой», но он не стал драться. Вы помните это, господин Мотобу?
- Г-н Мотобу: (улыбается, кивает).
- Г-н Ота: В старые времена мастера боевых искусств никогда не сражались, если не видели в своем оппоненте достойного противника. «Настоящий бои» проводились для проверки собственных способностей, и это не имело никакого отношения к насилию и жестокости (Рюкю Симпо, 8 ноября 1936 г.).
на фото г-н Ота Чофу
Для описания «настоящего боя» здесь используется термин Какэдамэси (или Какидамиси на окинавском диалекте).
Какэдамэси часто описывается как «уличный бой» без правил, но это не так. По сути, это был тренировочный поединок, в котором обе стороны заранее договаривались о правилах и соревновались в стиле Какэтэ (Какиди).
Откуда же возникло ошибочное мнение о том, что Какэдамэси — уличный бой? Я думаю, что одной из основных причин является слово «Цудзи (辻)».
Поединки Какэдамэси обычно проходили в городе Цудзи, который располагался неподалеку от Наха и был известным местом с увеселительными заведениями. Тем не менее, Цудзи был больше, чем просто бордель, это было также место для общественных встреч высокопоставленных самураев и богатых торговцев из города Наха.
Цудзи в довоенное время
В Японии (в отличие от Окинавы) Цудзи означает большую улицу или перекресток, где собирается много людей. Во времена эпохи Эдо самурай мог зарубить случайного прохожего в Цудзи и это называлось Цудзи-гири (убийство на перекрестке).
Цудзи — название города на Окинаве и Цудзи — обозначение большой улицы или перекрестка; возможно, совпадение названий и сбили с толку, и из этого возникло недоразумение, что Какэдамэси и Цудзи-гири было чем-то похожим.
Однако, как отмечалось выше, Какэдамэси происходило по взаимному согласию. Кроме того, обычно друг друга вызывали те, кто был на одном уровне способностей. Это вовсе не было «издевательством над слабыми».
Кстати, г-н Ота Чофу, который организовал ту встречу в 1936, был президентом газеты Рюкю Симпо, и был одним из ведущих интеллектуалов в довоенной Окинаве. Согласно этой статье, получается, что он знал Мотобу Чоки с юных лет.
Встреча с мастером Ти
(с) Павел Демьянов 15.04.2020
Я нашел статью, опубликованную в блоге Мотобу-Рю и решил описать одну историю, произошедшую со мной.
Это произошло в 2016-2017 годах на Окинаве на перекрестке Кокусай Дори и Укисима Дори возле магазина Лоусон, где я часто проводил время после тренировки, выпивая пиво и общаясь со своими друзьями по каратэ. Иногда это превращалось в некоторое сравнение Ката или в исследование техник, бункай, как наносить удары руками или ногами. Обычно это случалось глубоко заполночь и мы никогда не беспокоили других людей, и никогда не было никаких проблем.
Окинавцы дружелюбные и любопытные, часто парни, которые проводили время за пивом и сигаретами около Лоусона, спрашивали нас, откуда мы и что мы делаем на Окинаве, я использовал эту возможность, чтобы развить свои навыки японского языка.
Многие говорили мне, что они тоже занимались каратэ в школе или в университете, но по какой-то причине прекратили. Затем они обычно говорили нам напутственные слова, чтобы мы продолжали практиковать боевые искусства Окинавы.
Но однажды я встретил там очень необычного человека. Это был мужчина в годах, по его внешности я пришел к выводу, что он наполовину индус и наполовину окинавец. Он обратился ко мне с общими вопросами, например, откуда я и сколько мне лет и так далее.
Затем он рассказал мне свою историю о том, что члены его семьи были убиты во время войны американскими солдатами. Он был очень грустный на тот момент, и объяснил, что поэтому он на самом деле не любит иностранцев, но поскольку я русский, с этим все в порядке. Он был очень пьян.
Мужчина сказал, что наблюдал за мной и сменил тему на каратэ.
Он сказал мне (теперь смеясь), что я занимаюсь каратэ. Подняв ладонь с прижатым большим пальцем, как мы делаем это в сюто-учи, он сказал: “Это каратэ”, затем он сказал, что в старые времена они занимались Ти, а не каратэ и показал мне ладонь с растопыренными пятью пальцами ,сказав: «Это Ти».
Мужчина объяснил, что использование большого пальца очень важно в бою, и нет необходимости прижимать его, как это делают в каратэ. После этого он предложил мне дружеское состязание. Сначала, я вежливо отказался и сказал, что я не очень трезв и не хочу получить травмы или ранить кого-то. Но он настоял, и после нескольких моих попыток уклониться от поединка, я согласился.
Он объяснил мне правила:
- Можно использовать любую из техник, включая удары руками, ногами, захваты, что угодно;
- Мы должны делать это не быстро и мягко;
- Если мы видим, что наша атака или контратака проходит успешно, мы останавливаемся, не нанося вреда противнику (как кулак в сантиметре от лица).
Во время поединка я изучил некоторые приемы, которые я никогда не видел в своей практике каратэ, включая удары большим пальцем в шею и глаза из неожиданных положений, я был поражен и понял, что передо мной мастер.
Затем я перехватил инициативу, поймав его за руку, проскользил по ней, чтобы добраться до головы, все закончилось, когда я чуть не бросил его на землю, но придержал от падения в полуметре от земли и никто не пострадал.
Он выглядел удивленным техникой и остановил состязание, сказав, что мое каратэ было хорошим.
Мастер научил меня методу тренировки, который, как он объяснил, был не из каратэ, а из Ти. Упражнение используется как для того, чтобы исследовать свои собственные слабые места и бреши в обороне, так и слабые места противника. Я очень благодарен судьбе за эту встречу, и иногда я применяю это упражнение на своих тренировках по Годзю-рю.
В завершение окинавец пригласил меня пойти к нему домой и продолжать пить, но я осторожно отказался, ссылаясь на утреннюю тренировку (это было где-то между двумя и тремя ночи).
Он сказал, что все в порядке, и мне не нужно об этом беспокоиться. Мы попрощались, и я направился к своему отелю. Через несколько секунд я оглянулся и увидел, что он извергал содержимое желудка.
Утром я осознавал, что произошло несколько часов назад, и подумал, что, может быть, это была хорошая идея вернуться в отель, но мне было, и до сих пор еще любопытно, чему он мог научить меня, если бы я пошел с ним. Я никогда больше не встречал этого человека.
Думая об этой истории в свете публикации блога Мотобу-Рю, я могу предположить, что это было Какэдамэси.
Кто знает, сколько мастеров старого времени, которые могут научить удивительным навыкам, находятся на Окинаве. Есть много семейных школ и техник, которые не преподаются публично или просто не имеют учеников. Великие знания могут умереть с уходом таких учителей.
Мы даже не представились друг другу, но по крайней мере, я могу сохранить его тренировочный метод для следующих поколений в моем додзё.
Kakedameshi by Motobu-Ryu blog.
On October 25, 1936, in Naha, the famous «roundtable discussion of karate masters» was held. Motobu Choki came from Tokyo to attend the discussion and had the following exchange:
- Mr. Ota: When Mr. Motobu was 21 or 22 years old, I tried to pull him out and have him engage in «actual fighting,» but he wouldn’t fight. Do you remember, Mr. Motobu?
- Mr. Motobu: (smiles, nods).
- Mr. Ota: In the olden days, martial artists would never fight unless they saw their opponent as a capable opponent. The actual fighting was done to test one’s own abilities, which is completely different from being violent (Ryukyu Shimpo, November 8, 1936).
The «actual fighting» here refers to kakedameshi (kakidamishi in Okinawan dialect).
Kakedameshi has often been described as a «street fight» with no rules, but that’s not the case. Basically, it was a practice match that both sides mutually agreed on and played in the style of kakidi.
How did this misunderstanding come about? I think one of the major causes is the word «tsuji (辻)».
Kakedameshi matches generally took place at Tsuji. Tsuji was close to Naha and was a famous brothel town. However, Tsuji was more than just a brothel town, it was also a social gathering place for high-ranking samurai and Naha’s wealthy merchants.
Tsuji before the war
By the way, in Japan, tsuji means a large street or crossroads where many people gather. Also, during the Edo period, there was an act of samurai slashing passersby at a tsuji, which was called tsuji-giri (crossroads killing).
Tsuji, the name of an Okinawan town, and tsuji, the meaning of a large street or crossroads; the two may have been confused, and from this came the misunderstanding that kakedameshi and tsuji-giri were similar acts.
However, as noted above, kakedameshi was essentially done by mutual consent. In addition, those who were on the same level of ability engaged each other. It was not «bullying of the weak» at all.
Incidentally, Ota Chofu was the president of the Ryukyu Shimpo, which hosted this discussion at the time, and was one of the leading intellectuals in pre-war Okinawa. According to this article, it seems that he had known Motobu Choki since he was a young man.
Encounter with the master of Ti
(с) Pavel Demyanov 15.04.2020
I found an article above presented by Motobu blog and decided to add this story of mine.
It happened in 2016-2017 in Okinawa on the cross of Kokusai Dori and Ukishima Dori near the Lawson Store where i often spend some time after training session drinking beer and spending time with my karate friends. Sometimes it turned out to become some kata comparison between us or a techniques explorations such as bunkai and how to punch or how to kick. Usually it happened much after midnight. We never bothered other people and there were never any troublemaking.
Okinawan people are friendly and curios and many times guys who spend some time with beer and smoking near Lawson asked us of where are we from or what do we do on Okinawa i used this possibilities to further my Japanese skills.
Many people told me that they also used to practice karate in school or in the university and then stopped by some reason. Then they usually gave us their cheering words to keep on practice okinawan native martial arts.
But once i met a very unusual person there. It was a man of unknown age (i think over 50), from his appearance i concluded that he was half indian and half okinawan. He addressed to me with a common questions like where am i from and how old am i and so on.
Then he told me his story that members of his family were killed during war times by american soldiers he was very sad. That is why he actually don’t like foreigners, but as long as i am russian he said he was ok with it. He was also very drunk.
He said the he watched me this evening and switched theme to karate.
He told me (now laughing) that I practice karate and shown me a hand with a thumb bend like we do it in shuto-uchi, saying: «That it is Karate», then he said that in old times they practiced Ti, not karate and shown me a hand with all five fingers spreaded out, saying: «This it is Ti».
He explained that using a thumb is very important in fighting and there is no need to hide it like we do. After that he offered me a friendly contest in fighting. Firstly i politely rejected and told that i am not very sober and don’t want to get injured and injure someone. But he insisted and after a couple of my attempts do deviate from the contest, i agreed. He explained me the rules and it was as follows:
- we use any of our techniques including punches, kicks, grabbings, anything;
- we should do it not very fast and mildly;
- if we see that our attack or counterattack goes successful we stop without getting an opponent hurt (like a fist in an inch from the face).
During the contest i’ve learned some techniques that i never saw in my karate practice including the thumb pokes in the neck and eyes from the unexpectable positions, i was amazed and understood that the man is a master.
Then i caught an initiative, grabbed his hand with sliding along it to catch the head, it stopped when I almost threw him to the ground but i held him in half a meter over the ground and noone was hurt.
He looked surprised by the technique and stopped the contest saying that my karate was good.
He taught me a drill which as he explained was not a karate but Ti. It was used for the purpose to examine your own openings during a fight and of your opponent. Now i am very grateful for this and sometimes i apply this kind of training in my Goju-Ryu sessions.
After that he invited me to go to his house and keep on further drinking but i gently refused addressing to my morning training (it was somewhere in the middle of 3 and 4 a.m. already).
He said that it is ok and i don’t need to worry about it. We said our goodbyes and i walked to my hotel. After some seconds i looked back and saw the man empty his stomach on the floor.
At the morning i was realizing of what was happening some hours ago and thought that maybe it was a good idea to return to the hotel but i was and still curious of what he could taught me in his house. I never ever saw the man again.
Thinking of the story in the light of Motobu-Ryu blog post i can assume that it was a sort of Kakedameshi.
Who knows, how many old time masters that can still teach you are there in Okinawa with an amazing skills. There are a lots of family schools and techniques that are not taught in public or just don’t have a students. Big wisdom can die with a passing of this kind of teachers. we did not even named our names to each other. At least i can save his drill for further generations inside my dojo.