Канзаки Шигеказу, Интервью Патрика МакКкарти
(с) Перевод на русский: Павел Демьянов 12.01.2019
Перевод интервью с третьим Соке Тоон-Рю из журнала International Ryukyu Karate Research Society 2001 2nd quarter
1 Патрик МакКарти: Сенсей, добро пожаловать в Корю Журнал и спасибо, что удостоили нас этим интервью.
Канзаки Шигеказу: Ну что вы? Это удовольствие для меня.
2 Патрик МакКарти: Сенсей, когда вы родились?
Канзаки Шигеказу: Я родился 22 апреля 1928 года.
3 Патрик МакКарти: Не могли бы вы рассказать нам что-нибудь о ваших родителях?
Канзаки Шигеказу: Да, конечно. Мой отец, Нобору, был стоматологом и имел клинику в Корее до войны. Однако, он умер, довольно молодым, в возрасте 50 лет в 1943 году. Моя мать, Фуми, дожила до 1993 года, умерев в почтенном возрасте 92-х лет.
4 Патрик МакКарти: Как вы начали заниматься каратэ?
Канзаки Шигеказу: У меня были некоторые проблемы с американскими солдатами во время Корейской войны (1950-1952), и я решил, что мне нужно быть в форме и научиться защищаться. В поисках учителя каратэ я встретил окинавца по имени Теруя Ринко, старого ученика мастера Кёда Дзюхацу и получил от него наставления.
5 Патрик МакКарти: Сенсей, каким было ваше детство?
Канзаки Шигеказу: Я воспитывался в относительно нормальной семье среднего класса в хороших социальных условиях. Тем не менее, после инцидента с Руукоочиао (Рокакё Дзюкен) в Нанкине, Япония объявила войну Китаю, что в конечном итоге привело их к мировой войне. Это было время полного хаоса. К началу Второй мировой войны я был учеником средней школы. Конечно, я добровольно вызвался в качестве ученика на подготовке и стал частью летного корпуса Имперского флота. В этом подразделении новобранцам внушали идею принятия достойной смерти за нашу страну.
6 Патрик МакКарти: Что для вас означает Будо?
Канзаки Шигеказу: Кёда Сэнсэй никогда не любил драться. Я слышал, что он использовал Бу, чтобы защитить, если это неизбежно. Он обычно говорил, что вы не должны атаковать врага, с которым еще не завязалась драка, сначала попытайтесь избежать неприятностей. Вкратце, он учил нас прежде всего самообороне, так мне запомнилось. Я считаю, что главное — это физическая дисциплина и тренировка ума(духа). Будо — самый превосходный инструмент для самодисциплины (тела и разума). Я всегда стараюсь наблюдать за собой со стороны, другими словами, объективно.
7 Патрик МакКарти: Сенсей, вы проводили дополнительно какое-нибудь свое исследование?
Канзаки Шигеказу: Не совсем. Я имею в виду, я никогда не проводил никаких специальных исследований по каратэдо. Говорят, что каратэ родом из Китая, и я всегда изучал его с этой точки зрения. Однако я тщательно изучил смысл тех ката, которые были переданы мне. Когда я стал учеником, сенсей никогда не говорил нам «учить». Его скромное отношение, которое он демонстрировал во время моего обучения, вдохновило мой интерес к будо. Когда я был молодым, в доступе не было исторических документов, как сейчас. Как и другие, я просто подчинялся и делал то, что сэнсэй говорил.
Мне было нелегко стать учеником Кёда Дзюхацу, в начале мне было сказано, что у меня недостаточно мотивации. И даже когда Кёда сенсей принял меня, наконец, мои ежедневные тренировки ограничивались только изучением Аси Сабаки (работа ног) ката санчин. Лишь много позже Сэнсэй наконец сказал мне, почему он был так строг ко мне, он пытался проверить мою решимость.
8 Патрик МакКарти: Вы изучали другие виды будо?
Канзаки Шигеказу: Не совсем. Но когда я начал заниматься каратэ, я также начал заниматься и кендо. Я занимался кендо в средней школе, потому что сэнсэй разрешил мне заниматься чем-то другим, кроме каратэ, если бы я захотел. И я подумал, что резкие быстрые движения Кендо и устойчивое положение бедер помогут моей технике каратэ.
9 Патрик МакКарти: Многие люди заостряют внимание на истоках нашей традиции. Насколько это важно для вас?
Канзаки Шигеказу: Думаю, важно. Особенно в эти дни. Я думаю, что следует уделять больше внимания традиционному каратэ. Для себя я провожу грань между современным и традиционным и придерживаюсь того, что сенсей передал мне. Я думаю, что другие тоже разделяют мою убежденность, поскольку учителя из других стилей и стран в последнее время посещают меня с той же целью.
10 Патрик МакКарти: Сенсей, какие ката были переданы вам?
Канзаки Шигеказу: Я выучил Санчин, Сейсан, Сансеру, Ябу но Дзион, Непай и Печчурин
11 Патрик МакКарти: Вы создали какие-то свои ката?
Канзаки Шигеказу: Нет, не в классическом смысле, но я разработал несколько упражнений по Кихон, чтобы помочь с изучением блоков, ударов руками и ногами. Например, «Шихо Укэ» представляет собой блокирование в четырех направлениях, которые сопровождаются ударами руками и ногами. Чтобы помочь в развитии скорости, Кёда сенсей создал Кихондоса (Ката Кихон 1 и 2); Кроме того, Тэн-И-Хаппо, стандартные техники, которым я в конечном итоге назначил имена.
12 Патрик МакКарти: В чем смысл ката?
Канзаки Шигеказу: Ката имеет много значений. Я думаю, что каждый стиль должен изучать значение ката по-своему, чтобы обнаружить его практическое применение. Чтобы понять, как эффективно использовать ката, нужно многократно его практиковать, пока ответы не станут инстинктивными. Исходя из этой концепции, соответственно могут применяться Осаэ, Нагэ, Кансэцу-ваза, Кюсё-дзюцу, Цуки и Кери. Все это должно быть обязательным для изучения.
13 Патрик МакКарти: Как следует изучать ката?
Канзаки Шигеказу: Прежде всего, вы должны найти и хорошо понять значение ката. В этой области не может быть конца обучению, даже если вы разрабатываете отрабатываете применение, вы все равно должны продолжать искать варианты альтернативного использования. Просто учись и продолжай учиться. Поэтому и говорят, что каратэ — это изучение всей жизни.
14 Патрик МакКарти: Вы написали какую-то книгу?
Канзаки Шигеказу: Нет, однако, мой друг-окинавец по имени Киндзё Акио — уважаемый и известный писатель, и он включил мои воспоминания о Сэнсее Кёда в одну из его публикаций, озаглавленную «Каратэ Ден Син Року».
15 Патрик МакКарти: Что вы скажете о спортивной составляющей каратэ?
Канзаки Шигеказу: Каратэ стало очень популярным после присоединения к Ниппон Тайку Кёкай. Тем не менее, как это видится мне, там слишком много заботятся о победе, и у кого сильнее цуки и кери. На мой взгляд, такая установка далека от истинной цели каратэ. Я понимаю, что победа очень важна в спорте, но многие настоящие мастера боевых искусств убеждены, что более важные уроки приносятся в жертву спортивным победам.
16 Патрик МакКарти: Каким вы видите будущее каратэ?
Канзаки Шигеказу: Это слишком сложный вопрос для такого старика, как я. Тем не менее, я могу сказать, что если эта концепция “победа любой ценой” не будет должным образом решена, вполне возможно, что истинная сущность каратэ будет потеряна навсегда.
17 Патрик МакКарти: Что вы можете рассказать нам о Какедамаси?
Канзаки Шигеказу: Это то, чего я не знаю.
18 Патрик МакКарти: Можно ли когда-нибудь объединить каратэ?
Канзаки Шигеказу: С отношением, которое настаивает, что один стиль лучше, чем другие, я сомневаюсь в этом.
19 Патрик МакКарти: Всегда ли существовало такое отношение?
Канзаки Шигеказу: Насколько я знаю, его не было, когда я впервые начал учиться. Кёда сенсей сказал, что в старые времена в Наха и Сюри были разные методы обучения, но после создания исследовательской группы стили были смешаны и изучались вместе.
20 Патрик МакКарти: Каковы, на ваш взгляд, качества первоклассного мастера каратэ?
Канзаки Шигеказу: Подлинная скромность и самодисциплина.
21 Патрик МакКарти: Какие еще мастера вас впечатлили?
Канзаки Шигеказу: Кёда Сэнсэй — единственный мастер, которого я знал.
22 Патрик МакКарти: Почему Кёда произвел на вас такое впечатление?
Канзаки Шигеказу: Сэнсэй Кёда изменил мою жизнь. В то время, когда я вел рассеянное существование, вызванное потрясением от проигрыша во Второй Мировой Войне. В то время «Ёкаренкузурэ» было популярным словом. По сути, оно относилось к таким молодым предпилотам, как я, которым военные промыли мозги, которым говорили, что смерть за нашу страну была единственным выходом. После войны я потерял цель в жизни, жизнь была разрушена. Учение Кёды спасло меня.
23 Патрик МакКарти: Не могли бы вы поделиться одной из самых запоминающихся вещей, которые когда-либо случались с вами в каратэ?
Канзаки Шигеказу: Конечно. Это было в середине практики кумитэ, когда Сенсей учил меня правильному использованию Дзёдан Цуки. Во время нашего кумитэ я случайно сделал Кери вместо Дзёдан Цуки. Сенсей отреагировал с такой скоростью, что мои ноги подлетели и я приземлился на спину. Сенсей бросил на меня суровый взгляд, но быстро извинился за то, что слишком жестко отреагировал, и спросил меня, все ли у меня в порядке? Меня поразило, как быстро он среагировал быстрее, чем я сам понял, что произошло. Я никогда не забуду этот день. Однажды, много лет спустя, на меня напали на улице, и мое тело отреагировало таким же инстинктивным образом. Тогда я поблагодарил Кёда сенсея за его терпение и уроки.
24 Патрик МакКарти: Сенсей, что вы можете посоветовать нашим читателям?
Канзаки Шигеказу: Никогда не забывайте, что девиз -”Каратэ Ни Сен Тэ Наси” никогда не использует каратэ, чтобы атаковать первым/затевать драку. Каратэ нужно использовать в обороне, Нагэ (броски), Гяку-ваза (контратака), Осаэ (удержание), Цуки (удар кулаком) и Кери (удар ногой) должны быть инстинктивными. Это все должно стать естественным рефлексом, когда понимается значение ката ,
25 Патрик МакКарти: Сенсей, вы хотели бы еще что-то сказать?
Канзаки Шигеказу: Хигаонна Канрё, Хигаонна Канъю и Ябу Кенцу были учителями моего учителя. Как преемник сенсея Кёды, моя обязанность — передать дальше его уроки. Основной урок, который выделял Сэнсэй, заключался в том, чтобы использовать Какэ-Ай, способность использовать техники в гармонии друг с другом, особенно на близких дистанциях. В случае, когда дистанция боя больше дистанции применимости ваших техник, лучше избегать конфронтации. Техники каратэ — это защитные навыки, используемые при близком контакте и не предназначенные для иного использования. Я все еще изучаю и практикую эти концепции с такими же единомышленниками энтузиастами. Ну, вот и все. Однако, как вы можете видеть из моих ответов, мой единственный сэнсэй был Кёда. Извините, я не знаю многого о других вещах.
26 Патрик МакКарти: Сэнсэй, напротив, ваши ответы были чрезвычайно информативными и очень полезными. Только благодаря сотрудничеству старших мастеров, таких как вы, мы, младшие, можем лучше понять, чему раньше учили и как это передавали. От имени всего исследовательского общества я благодарю вас за вашу помощь.