Прототип Курурунфа

Курурунфа_вид_стар(с) Павел Демьянов 31.12.2019.

В данной заметке представлена информация о возникновении ката Курурунфа, которая как и многое другое из истории Годзю-Рю Каратэ, является вероятной версией. Читателям предлагается быть непредвзятыми и самостоятельно решить для себя принимать данную версию или нет.

Перед тем, как перейти к истории ката Курурунфа необходимо рассказать об уникальном сообществе, существовавшем на Окинаве в начале XX века, которое, к сожалению невозможно в современных реалиях.

В 1918 году, в после смерти двух столпов окинавского каратэ, Итосу Ясуцунэ (Сюри-Тэ) и Хигаонна Канрё (Наха-Тэ), Мияги Тёдзюн организовал «Рюкю Тоди Кенкю-кай» (“Общество исследования Китайской Руки Рюкю”). Целями существования и деятельности общества был обмен идеями и взаимное обучение у других экспертов Каратэ в отсутствие ушедших наставников.

Со-основателями общества были:

  • Ханасиро Чомо, старший ученик Итосу Ясуцунэ;
  • Мотобу Чою, наследник Мотобу-Рю, семейного искусства, передаваемого потомственными телохранителями короля Окинавы, и старшего брата Мотобу Чоки;
  • Мабуни Кэнва, основатель Сито-Рю и ученик как Хигаонна Канрё, так и Итосу Ясуцунэ.

Мастера каратэ общались, обменивались идеями и обучались друг у друга, представляли свои методики обучения Каратэ на обсуждение во время сессий Кенкю-кай. На тот момент еще не существовало стилей Каратэ в том смысле, как они понимаются сегодня и все эксперты исследовали Каратэ или Тоди как нечто единое.

В 1926 году Рюкю Тоди Кенкю-Кай был реорганизован и стал более формальным. В число старших советников и директоров входили Ханасиро Чомо, Мотобу Чою, Мабуни Кэнва и Мияги как главный инструктор. Другие, в том числе Мотобу Чоки, Кян Чотоку и Ябу Кэнцу, были постоянными участниками. Инструктора по очереди проводили учебные занятия и обучение.

Мияги, Ханасиро, Мотобу Чою и Мабуни оставались движущими силами и устанавливали правила, наиболее важным из которых было то, что инструкторам не разрешалось брать учеников из клуба, чтобы обучать их в своих личных додзё, иначе терялась плата за обучение в Кенкюкай, которая позволяла арендовать помещение клуба.

В разное время в состав Рюкю Тоди-дзюцу Кенкю-кай входили:

  • Мотобу Чою,
  • Ханасиро Чомо,
  • Ябу Кэнцу,
  • Кян Чотоку,
  • Мотобу Чоки,
  • Кёда Дзюхацу,
  • Мияги Тёдзюн,
  • Мабуни Кэнва,
  • Ябику Моден,
  • Чибана Чосин,
  • Матаёси Синко,
  • Накасоне Гэнва,
  • Осиро Чодзё,
  • Маэсиро Чорё,
  • Сокен Хохан,
  • Уэхара Сэйкичи

Также в качестве советника и иногда участника приглашался У Сяньгуй (Го Кэнки).

В 1920-х годах на Окинаве начался экономический кризис, и члены клуба стали слишком заняты обучением своих студентов, чтобы найти время для встреч, клуб столкнулся с серьезными финансовыми проблемами.

В 1929 году У Сяньгуй, который выступал гарантом по кредиту, пришел к Мияги Тёдзюну, который одолжил деньги, и рассказал о проблеме. Не видя другого выхода, Мияги продал свой дом, чтобы погасить долг. Рюкю Тоди-дзюцу Кенкюкай был закрыт в 1929 году.

В рамках общества Рюкю Тоди-Дзюцу Кенкю-Кай эксперты каратэ разбирали ката, переданные им почившими учителями: Санчин и Найфанчи, Сэйсан и Сэйюнчин, Кусанку и Пассай.  Но помимо исследования старых ката мастера представляли и свои собственные методические наработки, которые в том числе являли своей целью распространение каратэ. Далеко не все ката, которые практикуются в современных стилях являются старинными, очень много форм было создано во время становления стилей и воплощают собой идеи относительно понимания каратэ своих создателей, так доподлинно известно, что Мияги Тёдзюн создал ката Гекисай Дай-Ичи, Дай-Ни и Тэнсё. Существует мнение, что ката Дзион было создано мастером Ябу Кэнцу. Некоторые исследователи полагают, что ката Сайфа также было создано Мияги Тёдзюном под влиянием стиля Белого Журавля. Многие формы были созданы под влиянием обмена  опытом и веяний времени в эпоху Рюкю Тоди Кенкю-кай. 

Ханасиро Чомо сенсей создал свое ката и представил его на суд Кенкю-кай. Эта форма включала множество движений из ката Кусанку и Пассай (что неудивительно, ведь его учителем был Итосу Ясуцунэ из Сюри-Тэ) и личные идеи мастера. Именем Ката было “Курурунфа” 

Название «Ханасиро-си Курурунфа» («Курурунфа господина Ханасиро») присутствует в списке ката в книге «Тоди Дзюцу но Кенкю», автора Итоман Моринобу от 1934 года. 

Данная форма и по сей день практикуется последователями Ханасиро сенсея, в некоторых додзё Сёрин-рю. 

Ниже представлены кадры из видео с записью ката Нунфа (так теперь в некоторых додзё называется форма) в исполнении Уэма Дзёки и Уэма Ясухиро из Сюбукан Сёрин-рю.

Нунфа_вид 

В ролике присутствует множество движений из современного ката Годзю-Рю Курурунфа. Безусловно, движения выполнены в соответствии с кихоном Сёрин-Рю, и налет времени мог изменить ката, но тем не менее можно различить добрую половину современного ката Годзю-Рю. 

Мияги-сэнсэй, предположительно, изучил эту форму в Кенкюкай и модифицировал, как он изменял многое под свое видение Годзю-Рю Каратэ-До.

Можно с большой вероятностью заключить, что «Ханасиро-си Курурунфа» является прототипом, вдохновившим Мияги Тёдзюна на создание той формы Курурунфа, которая дошла до нашего времени в рамках программы Годзю-Рю.