Интервью Энтони Миракяна
(с) Перевод: Павел Демьянов 22.02.2017, pdemyanov@gmail.com, пожалуйста, уважайте мой труд и при копировании указывайте источник.
На фото первый ряд слева направо: Энтони Миракян, Тамаки Минору, Яги Мэйтоку, Тамаки Юсюн, Сирома Эйсё.
Второй ряд слева направо: Ояма, Сакияма Кодзиро, Яги Мэйтацу, Сенаха Шигетоши, Курасита Хидэки, Ура Сотэцу.
Предисловие переводчика.
Продолжая цикл заметок по окинавскому Годзю-Рю, где я стараюсь собрать разрозненные материалы по истории этого стиля Каратэ, свидетельства обстоятельств жизни известных мастеров, представляю вам перевод интервью одного из самых известных представителей традиционного Каратэ западного мира.
Будучи военнослужащим США, расквартированным на Окинаве, сэнсэю Миракяну посчастливилось приобщиться к миру окинавского Каратэ в 1950-х годах XX века, в то время, когда были еще живы ныне почти легендарные мастера Каратэ. Миракян сэнсэй был знаком и тренировался с такими мастерами как Хига Сэйко, Яги Мэйтоку, Тогучи Сэйкичи, Кёда Дзюхацу из Тоон-Рю, Нагаминэ Сёсин из Сёрин-Рю, Уэчи Канэй из Уэчи-Рю.
Особенную ценность интервью представляет тем, что описывается глазами западного человека и отображает близкое нашему видение того, как происходило обучение на Окинаве и общение с великими учителями.
Как и в любом таком интервью, интервьюер не забывает задать вопрос о том, кто же был наследником Мияги Тёдзюна и как и в любом подобном интервью, наследником оказывается по тем или иным причинам главный учитель Миракян — сэнсэя. Если вы уже спокойно воспринимаете такие заявления и способны критически воспринимать информацию, то я уверен, что вы найдете для себя очень много интересного и нового от участника событий времени становления Годзю-Рю Каратэ на мировом уровне.
С Уважением Павел Демьянов. 22.02.2017.
Предисловие.
Пионер Каратэ Энтони Миракян познакомил США с окинавским Годзю-Рю Каратэ-До в 1960 г. Увлеченный и энергичный представитель традиционного Каратэ, Миракян учил, тому, что он называл «истинным искусством» в его академии окинавского Каратэ в Уотертауне, Массачусетс в течение последних тридцати лет. Он предлагает своим ученикам точное отражение того обучения, которое он получил на Окинаве несколько десятилетий назад.
Миракян начал свое обучение Каратэ, когда военно-воздушные силы США назначили его на Окинаву в начале 1950-х годов. Сначала он учился у окинавского мастера Годзю-Рю Каратэ, Тогучи Сэйкичи в Сёрэйкан Додзё в Наканомати, Окинава. Он также тренировалсяся там с окинавским мастером Каратэ, Аракаки Рюрицу. Когда Сэнсэй Аракаки заметил страсть Миракяна и приверженность искусству, он посоветовал ему тренироваться у передового мастера Годзю-Рю на Окинаве, грандмастера Яги Мэйтоку, старшего ученика и преемника покойного основателя Годзю-Рю Каратэ, Мияги Тёдзюна.
Миракян был первым человеком с запада, кого учил Яги Мэйтоку и первым, кто получил от него черный пояс. Традиционные тренировки Каратэ в Мэйбукан Додзё Яги сэнсэя были сложными и трудными, четыре часа работы по пять вечеров в неделю. Миракян получил третий Дан, прежде чем вернуться в Соединенные Штаты в 1960 г. Он является старшим действующим учеником Дай-Сэнсэя Яги, который продвинул его до восьмого Дана на Окинаве в 1985 году.
Академия Миракяна сэнсэя в Уотертауне, штат Массачусетс, является главным филиалом ассоциации Годзю-Рю Каратэ-До Мэйбукан в Северной Америке, Хомбу Додзё, базируется в районе Кумэ, города Наха, Окинава.
В 1972 г. Яги сэнсэй назначил Миракяна главой зарубежного отделения Ассоциации Мэйбукан. Его Додзё предлагает обучение окинавскому Годзю-Рю Каратэ-До в самой чистой форме. Миракян является отличным примером того, что можно достичь изучая Каратэ всю жизнь. У него прекрасные Ката, тонко отточенные техники и разрушительная сила. Это интервью состоялось в спокойной атмосфере Додзё Миракяна в Уотертауне после очередной трехчасовой субботней тренировки.
Интервью.
Вопрос 1: Вы попали на Окинаве в начале 1950-х годов. Как бы вы охарактеризовали окинавское Каратэ того времени?
Ответ: Это был «золотой век» окинавского Каратэ. Именно в то время обучение Каратэ впервые стало доступным для людей Запада, что стало большим импульсом в распространении окинавского Каратэ в западном мире. В те годы окинавское Каратэ преподавалось традиционным способом, как форма искусства самообороны. Мастера Каратэ соблюдали старые ценности и стандарты Каратэ, уделяя большое внимание Додзё-Кун (этикету). Они терпеливо обучали своему национальному искусству западных людей, также как и окинавцев. Каратэ преподносилось в достойной, строгой манере. Для западного человека это оказалось увлекательным, сложным и загадочным.
Вопрос 2: Как вы думаете, что-то было утрачено, когда Каратэ было модернизировано?
Ответ: Да. К сожалению, большая часть сущности и духа традиционного Каратэ была потеряна. С момента появления чемпионатов по Каратэ, многие практикующие конкурируют, чтобы выиграть любой ценой. Такой подход не является традиционной целью окинавского Годзю-Рю Каратэ-До.
Вопрос 3: Почему Окинава? Как мог такой маленький и отдаленный остров произвести самое известное в мире боевое искусство?
Ответ: Это очень интересный вопрос. На Окинаве были идеальные условия для развития искусства Каратэ. У окинавцев было время, чтобы посвятить его боевым искусствам. У них было тихое и простое общество, состоящее из рыбаков и земледельцев, без отвлекающих факторов. Из-за того, что Окинава переходила то к власти Китая, то к Японии, окинавцы были вынуждены разрабатывать приемы безоружного рукопашного искусства, чтобы защитить себя от более крупных, более сильных, вооруженных врагов. Кроме того, они смотрели внутрь себя, и развивали внутреннюю силу, которая характеризует искусство. Окинавцы являются цивилизованными и миролюбивыми людьми, и эти черты находят свое отражение в уникальном нравственном основании искусства Каратэ.
Вопрос 4: Как долго Каратэ практикуется на Окинаве?
Ответ: На протяжении более тысячи лет. Определенно, китайские боевые искусства практиковались на Окинаве во время династии Тан, с 618 до 906 нашей эры. Устные предания говорят о том, что в четырнадцатом веке там уже практиковалось искусство подобное Каратэ.
Вопрос 5: Когда вы впервые прибыли на Окинаву, как же вы нашли школу Каратэ?
Ответ: Случайно. Мы с другом взяли такси и попросили водителя отвезти нас в школу Каратэ. Таксист привез нас в школу Дзюдо. Один из тамошних учеников направил таксиста в район Наканомати. Когда мы приехали, оказалось, что это Додзё школы Сёрэй-Кан Годзю-Рю Каратэ мастера Тогучи Сэйкичи.
Вопрос 6: Какова была школа мастера Тогучи в те дни?
Ответ: Обучение в школе Тогучи сэнсэя было интенсивным. Мы тренировались шесть дней в неделю. Единственный выходной день был понедельник. Обучение начиналось в шесть часов вечера и продолжалось до половины одиннадцатого вечера. Самостоятельные физические упражнения длились по полтора часа. Тяжелые занятия проводились в 85-100 градусов жары [по Фаренгейту, что есть 29-38 по Цельсию] и при чрезвычайно высокой влажности. Мы делали все виды растяжек, расслабляющих и силовых упражнений. Ассистенты сэнсэя Тогучи были очень требовательными. Они ожидали от нас 100 процентов усилий. Было около сорока студентов в Додзё. Школа была, возможно, двадцать пять футов в ширину и сорок пять футов в длину, имелся внутренний дворик, где мы могли заниматься. Макивары были снаружи. Все тренировки проходили под наблюдением Тогучи сэнсэя. Он был единственным черным поясом в Додзё, но ему помогали некоторые из его продвинутых учеников с коричневым поясом. Они приводили физические упражнения и базовые упражнения.
Вопрос 7: Насколько я понимаю, коричневый пояс в те дни был эквивалентом более высокого ранга сегодня?
Ответ: Да. В то время, в 1950-х годах, коричневый пояс был очень уважаемым уровнем. Некоторые из окинавских коричневых поясов были очень сильными и опытными. Я бы сказал, что многие из коричневых поясов, которых я видел тогда сегодня считались бы четвертым или пятым Даном черного пояса.
Вопрос 8: В каком физическом состоянии были окинавские ученики?
Ответ: Большинство Окинавцев, даже новички, были в отличной физической форме. Они не начинали обучение Каратэ для того, чтобы похудеть или прийти в форму; им уже было с чего начать.
Вопрос 9: Какова была подготовка для начинающих в Додзё мастера Тогучи?
Ответ: Новички обучались в очень медленном темпе. Черные отпечатки стоп, простирающиеся на пятнадцать или двадцать футов были нарисованы на полу Додзё. Существовали два комплекта [отпечатков ног по размеру], один для окинавцев, другой для более крупных американских военнослужащих. В течение трех-четырех месяцев, мы тренировались, шагая по следам взад и вперед, пытаясь выучить шаги Санчин. Мы также учили базовые техники, удары и блоки. На тренировке было много повторений. Ката, которые мы практиковали, это были базовые Гэкисай Ичи и Гэкисай Ни. Мы практиковали это в течение длительного времени. Темп был медленным, но и физически интенсивным. Никаких посторонних разговоров не разрешалось, никакого общения, никаких послаблений.
Вопрос 10: А старшие «цеплялись» к младшим ученикам, притесняли их? Это часто можно увидеть в Додзё за пределами Окинавы сегодня.
Ответ: Это не было разрешено. Продвинутым студентам не разрешали демонстрировать превосходство над младшими учениками. Они были там, чтобы помочь младшим в строгом, но дружном окружении. В Додзё было чувство взаимного уважения и братства. В последующие годы я заметил, что это было частью окинавской культуры. Они гордятся преподаванием Каратэ. Каратэ является их национальным искусством и наследием, их вкладом в мировую культуру.Для них это честь, представить Каратэ в цивилизованной и достойной манере, без ненужных травм, жестокости, или неосторожных агрессивных действий.
Вопрос 11: Какое Кумитэ вы практиковали?
Ответ: У нас был обусловленный поединок (Якусоку Кумитэ). Мы практиковали Кумитэ на один, три, и пять шагов [иппон, самбон, гохон], а также, Ката Бункай Кумитэ. Свободного поединка не было. Практикуясь с продвинутыми окинавцами надо было оставаться бдительными, потому что они были быстрыми, сильными и техничными; у них так же был контроль на очень высоком уровне. Отношение было очень серьезным. Ученики практиковали Кумитэ так, будто их жизнь зависела от этого, как будто ошибка может привести к летальному исходу.
Вопрос 12: Работа на Макиваре входила в обычные тренировки?
Ответ: Это было необязательным, но большинство студентов много на ней работали. Это было характерно для Окинавы, иметь макивару в своих дворах. Макивары были очень грубыми. Ударная поверхность была сделана из веревки из рисовой соломы и часто срывала костяшки. Одним из самых продвинутых учеников Тогучи сэнсэя, был окинавец по имени Сакаи. Он не был большим, но был чрезвычайно мощным. Он имел обыкновение тренироваться семь дней в неделю, вставал в шесть часов каждое утро и бил макивару сотни раз. Однажды он сорвал себе костяшки и кровь хлестала так обильно, что он упал в обморок. Его жене пришлось прийти и вылить ему ведро холодной воды на голову, чтобы вернуть его к жизни. Он разработал толстые мозоли на руках, и имел разрушительные удары.
Вопрос 13: Вы проходили какие-то тесты на ранги?
Ответ: Да. Время от времени нас просили продемонстрировать Ката и Кумитэ перед Тогучи сэнсэем. Никогда никому не делали комплиментов. Если бы мы не соответствовали его высоким стандартам, то нас бы просто не тестировали. Я помню, как однажды военнослужащий не сдал экзамен, и подошел к Тогучи сэнсэю и спросил его, о том, какая часть его Ката была неправильной. Сэнсэй Тогучи ответил ему в очень резкой манере: «Все было не так.»
Вопрос 14: Был ли моральный кодекс, который вы должны были соблюдать?
Ответ: Да. Тогучи сэнсэй был очень строгим, не позволял ученикам применять искусство без нужды. Был один американский ученик, который ввязался в драку с тремя другими военнослужащими в баре. Он очень сильно их побил. Позже он хвастался одному из учеников окинавцев, обладателю коричневого пояса, что методы Годзю-Рю Каратэ были очень эффективны в реальных боевых действиях. Когда Тогучи Сэнсэй услышал о происшествии он стал очень расстроен. Военнослужащему сказали, никогда больше не показываться в Додзё. Кроме того, было несколько искусных студентов окинавского Каратэ, которые дрались с другими окинавцами в деревнях и были изгнаны Тогучи сэнсеем за злоупотребление Каратэ.
Вопрос 15: А Тогучи сэнсэй когда-либо выполнял Ката перед учениками?
Ответ: Да. На восьмой день каждого месяца, Тогучи сэнсэй выполнял ритуал поминовения основателя Годзю-рю Каратэ, мастера Мияги Тёдзюна, который скончался 8 октября 1953 года. Все мы, от белого пояса до коричневого должны были, выходя по очереди, выполнить по одному Ката. В конце концов, он вставал и демонстрировал сложные Ката. Мы были поражены красотой его движений, точностью, мощностью, плавностью и контролем.
Вопрос 16: Кто-нибудь из ваших коллег-студентов в Додзё Тогучи по-прежнему практикует Каратэ?
Ответ: Да. Сегодня некоторые из них сами являются мастерами. Сэнсэй Синдзё Масанобу и Дзэнсю Тояма оба были зеленые пояса в то время. Сегодня оба уважаемые мастера высокого уровня. И сэнсэй Канэи Кацуёси, президент ассоциации Дзюмбукан Годзю-Рю Каратэ-До, также был учеником. Он очень сильный мастер Годзю-Рю Каратэ и Кобудо (традиционное оружие) и прекрасный джентльмен.
Вопрос 17: Кто был вашим вторым учителем Каратэ?
Ответ: Аракаки Рюрицу сэнсэй. Мы встретились впервые в Додзё Тогучи Сэнсэя. Он был архитектором, человек лет сорока пяти. Он был мастер седьмого Дана черного пояса, который учился у Мияги Тёдзюна и Хига Сэйко. Мне повезло, что он подружился со мной, и обращался со мной как с протеже. Я посещал его дом по воскресеньям и обедал с его семьей. Это была большая честь быть приглашенным в окинавский дом. Мы говорили об истории окинавского Каратэ, о Мияги Тёдзюне и его обучении в Китае, и о старых мастерах. Он брал меня в различные Додзё и знакомил со многими великими мастерами. Я никогда не имел бы возможности встретиться с ними самостоятельно. Однажды он отвел меня в сторону и сказал: «Я вижу, что у вас есть большая страсть и желание тренироваться в Годзю-рю Каратэ. Вы должны тренироваться с самым большим авторитетом в Годзю-Рю на Окинаве, мастером Яги Мэйтоку, самым старшим учеником Мияги Тёдзюна». Я не хотел этого, так как до Додзё Яги было по меньшей мере час езды на автобусе от моей базы, но Аракаки сэнсэй настаивал. Он сказал: «Вы должны тренироваться у него.»
Вопрос 18: Как вы познакомились с Яги Мэйтоку сэнсэем?
Ответ: Сэнсэй Аракаки подошел к Яги сэнсэю и порекомендовал меня. Мы посетили его в воскресенье днем. Я ясно помню тот день. Когда мы приехали, Яги сэнсэй был в своем Додзё, сверлил отверстия в деревянных дощечках, которые он вешал на стойке рангов учеников. Додзё было рядом с его домом, с небольшим огороженным патио для тренировок снаружи. Он предложил нам чай. Мое первое впечатление было, что он был очень спокойный мастер. Я сказал себе сразу, «Вот человек, больших физических, умственных и духовных сил.» Я чувствовал, что я встретил великого мастера. После того, как он задавал мне вопросы в течение часа, а Аракаки сэнсэй переводил, Яги Мэйтоку сэнсэй попросил меня продемонстрировать Ката. Когда я закончил, Яги повернулся к Аракаки сэнсэю и сказал, что я сложен как великие мастера китайского Кэмпо, как паук. В то время у меня было очень жилистое тело и весил я около 150 фунтов [70 кг]. Мой рост был 5 футов 11 дюймов [около 180 см]. Он сказал: «Я приму г-на Миракяна в ученики, и все, что я ожидаю взамен несколько слов благодарности.» Я был безмерно счастлив. Это была большая честь быть принятым мастером Яги, потому что Яги Мэйтоку сэнсэй пользовался большим уважением внутри кругов Каратэ на Окинаве.
Вопрос 19: У мастера Яги Мэйтоку были другие ученики с Запада в его Мэйбукан Додзё?
Ответ: Нет, я был единственным, первым западным студентом, кого он учил. Было около пятнадцати или двадцати окинавцев. Как только я приступил к тренировкам в его Додзё, я почувствовал, что техники Каратэ и Ката практиковались в очень естественной манере. Каждый ученик делал Ката в соответствии со своим телосложением и способностями. Это не было так, будто кто-то дал вам костюм и сказал: «Носите его, даже если он вам не подходит.» Хотя каратистам не разрешалось менять основные техники, было больше гибкости, чем в других Додзё. От высокого студента, например, не будут требовать так глубоко садиться в Киба-Дачи (стойка наездника) или Дзенкуцу-Дачи (стойка “выпад вперед”), что он потеряет подвижность.
Вопрос 20: Каков был график тренировок в Мэйбукан Додзё?
Ответ: Яги сэнсэй вел 4-часовые учебные занятия Каратэ пять дней в неделю, с понедельника по пятницу. Хотя официальная тренировка началась в 7 часов вечера, студенты приходили раньше, заниматься самостоятельно. Я приезжал за два часа до начала, чтобы тянуться, делать гимнастику, бить макивару, и работать с традиционным окинавским учебным оборудованием. Яги сэнсэй был смотрителем на таможне. Он приходил домой с работы в костюме. Если бы вы увидели его на улице, то приняли бы его за профессора университета. Он был человеком около 5 футов 8 дюймов [163 см], весил добрые 180 фунтов [около 80 кг], с широкими плечами и очень мощными руками. Он приходил домой в семь часов, и без ужина, надевал Ги, и начинал официальные занятия.
Вопрос 21: Какие тренажеры использовались в додзё Мэйбукан?
Ответ: Макивара, Чиши (камни силы) примерно от пяти до десяти фунтов [от 2 до 5 кг], каменные кувшины для развития сильной хватки, просто грузы, и тяжелый боксерский мешок. Была самодельная штанга, возможно в сто фунтов [около 45 кг], которая была сделана из двух железнодорожных колес. Эти колеса, вероятно, использовались когда-то на маленьких вагонах, на полях сахарного тростника. Но в Хомбу (штаб-квартира) Додзё, не было акцента на подъеме тяжелых весов. У меня сложилось впечатление, что Яги сэнсэй чувствовал, что работа со слишком большим весом
приведет к потере гибкости и скорости. Он подчеркивал, что набивка Макивары — лучший способ развить разрушительную силу.
Вопрос 22: Какая была атмосфера в Мэйбукан Додзё?
Ответ: Очень тонкий дух пронизывал Додзё. Когда входишь внутрь, как будто попадаешь в другую эпоху, в другое время, оказываешься в монастыре Шаолинь тысячу или полторы тысячи лет назад. Существовало что-то мистическое там, очень трудно выразить словами. Человек должен был быть настроенным, чтобы воспринимать это настроение. Там было позволено говорить очень мало. Не было никакого общения, ни болтовни, ни эго, ни игр мышцами и тщеславия. Это бы противоречило концепции Додзё, и не было разрешено. Обучение Каратэ состояло из гармонично смешанных физических, умственных и духовных элементов. Там не было никакой грубости. Дай Сэнсэй вел занятия строго и дисциплинированно, но с дружественным отношением. Ученики Каратэ чувствовали себя очень комфортно обучаясь у мастера Яги Мэйтоку.
Вопрос 23: Как была формальная тренировка структурирована?
Ответ: Формальное обучение начиналось в 7 часов вечера и шла до 11 часов вечера. Яги сэнсэй проводил тренировки лично, при помощи своего старшего ученика, Тамаки Юсюн сэнсэя, одного из лучших инструкторов Каратэ, которых я когда-либо встречал. Все ученики строились. Было полное молчание. Мы начинали, выполнять все Ката Годзю-Рю подряд, вплоть до Супаримпэ. Ката выполнялись очень серьезно, с огромной концентрацией, ум не блуждал, не было никакого колебания глаз. Когда ученик тренировался в додзё, он должен полностью управлять своим разумом, иметь полный контроль над собой. Все реагировали на команды сразу. Все двигались в унисон. Не было запаздывающих. Мы всегда заканчивали обучение делая Ката Санчин и Тэнсё, иногда мы начинали с Санчин.
Вопрос 24: Младшие пояса отходили, когда дело доходило до продвинутых Ката?
Ответ: Нет. Все, даже белые пояса, делали все Ката. Но вы должны помнить, что начинающие ученики окинавцы уже имели некоторую осведомленность и понимание Каратэ, прежде чем они начали тренироваться, так как это их национальное искусство. Начинающие знали, что только потому, что им было позволено пройти через передовые Ката не означает, что они освоили их. Они только знакомились с некоторыми из движений. Мне говорили мастера на Окинаве, чтобы познать в совершенстве одно Ката, надо по два-три часа в день в течение трех-пяти лет отрабатывать его, а иногда и десять лет. Окинавские студенты понимали это.
Вопрос 25: Как вы изучали Ката в Додзё Мэйбукан?
Ответ: Яги Мэйтоку сэнсэй как правило, отводил меня в сторону и показывал движения Ката один раз. В то время как он выполнял Ката я следовал за ним. Это была большая честь обучаться у него, и это воспринималось как знак уважения, если вы могли бы с абсолютной концентрацией запомнить основные движения с первой попытки. Я наблюдал, как ястреб. На Окинаве есть поговорка “мастер говорит только один раз”. В Мэйбукан Додзё Ката преподавались системно и в логической последовательности. Сенсей Тамаки Юсюн вел занятия по Каратэ в практике Ката, а ученики следовали за ним. Когда мы каждый вечер делали Ката в первый раз не делалось никаких исправлений. Но, когда мы продолжали практиковать Ката снова и снова, Яги сэнсэй и Тамаки Юсюн сэнсэй вносили персональные необходимые корректировки для каждого ученика Каратэ. Ката учили медленно и терпеливо, шаг за шагом. Вообще, как только ученику показывали Ката, он должен был исправлять движения сам. Когда я учил Ката Тэнсё я повторял неверное движение в течение двух месяцев. Наконец после того, как обратил более пристальное внимание на некоторых из продвинутых учеников, практикующих Ката Тэнсё во время одной из тренировок, я заметил, правильное движение руки и исправил его сам. Это была очень сложная для обучения техника, потому что она выполнялась быстро. В том, что человеку оставляли возможность понять и отработать технику самостоятельно, есть большое встроенное значение. Ученик, который должен сделать это становился весьма наблюдательным, а это — один из наиболее важных факторов в освоении Каратэ. Вы должны помнить, что есть буддийская традиция на Окинаве: “Чтобы был духовный прогресс, вы должны искать сами”.
Вопрос 26: Учеников когда-нибудь просили выступить с Ката перед классом?
Ответ: Два раза в неделю или около того, Яги сэнсэй усаживал нас, мы сидели тихо по стенкам Додзё, и один за другим мы выполняли Ката. Атмосфера в Додзё была настолько тихой, что можно было услышать, как муха пролетит. Мы могли наблюдать Ката каждого ученика, их сильные стороны и недостатки. Мы извлекали выгоду из расслабленного созерцания Ката друг друга. Никого никогда не хвалили.
Вопрос 27: А Дай сэнсэй Яги выполнял Ката в его Додзё?
Ответ: По случаю. Это были лучшие Ката, которые я когда-либо видел в Годзю-Рю Каратэ. Это была красота в движении. Идеальный баланс твердого и мягкого. Он имел огромную силу, контроль и скорость. Я помню его Санчин в частности. Не было крайнего напряжения, которое вы видите у некоторых практикующих. Но когда он напрягал тело, это было внушительно, как будто закаленная сталь покрытая бархатом.
Вопрос 28: Что следовало за Ката на тренировке?
Ответ: После того, как мы заканчивали с Ката, мы практиковали много различных типов Кумитэ, которые были сделаны из Ката Бункаи. Мы также практиковали комбинации ударов, удары руками, ногами, блоки, и контратаки. Мы практиковали много форм Дзё-Чу-Гэ, Чу-Гэ-Дзё, Гэ-Дзё-Чу [Фукю Ката, разработанные Яги Сэнсэем, имеющие разложение в Рэндзоку Кумитэ] много различных техник делалось в очень быстром, последовательном порядке взад и вперед по Додзё. Потом мы Практиковали Иппон Кумитэ (поединок на одну атаку) на близком расстоянии, с одной вытянутой руки между нападающим и защищающимся. На таком расстоянии, учитывая мастерство и скорость учеников, не было права ошибиться. Мы уделяли большое внимание. Мы должны были развить молниеносные рефлексы или же получили бы удар. Акцент был сделан на наблюдение за зрачком противника. Мы наблюдали так, чтобы видеть, когда глаза телеграфировали об ударе. Это была форма активной медитации, и гораздо лучше, чем сидеть в медитации. Внешний мир не существовал, мы не могли беспокоиться о прошлом или будущем. Все было в долях секунды. Это делало ум очень сильным, вырабатывало огромную силу концентрации. Мы практиковались против различных учеников, таким образом, постоянно корректировали и корректировались в соответствии с особенностями противника.
Я был оружейным техником ВВС США, и каждый день мне приходилось двигать от 3 до 5 тонн тяжелого оборудования самостоятельно. А потом я тренировался Каратэ от 4 до 6 часов в сутки пять дней в неделю. Этот график сделал меня очень сильным. Но даже с моей силой и хорошей тренировкой я с трудом блокировал удары некоторых учеников окинавцев. В поединке на три шага против г-на Тамаки, я был в состоянии блокировать его первый удар, а затем его второй, но в его третьем ударе был такой импульс и сила, что чаще всего мне приходилось уйти с пути или получить удар. Было много повторений техник, сотни ударов, блоков, ударов ногами. Тренировок варьировалась день ото дня, но мы всегда делали основы, охватывающие те же методы снова и снова и снова. Был сильный акцент на основных принципах, Ката и Санчин. Мы практиковали Какэ-Укэ в большинство из вечеров, чтобы развить хорошую стойку, силу и равновесие (это упражнение блока среднего уровня, где студенты соединяют запястья, родственник толкающих рук, которое делается из стойки Санчин [Какие или Какэ-Тэ, или Кака-Кумитэ] ). Это не практиковалось в полную силу, как перетягивание каната, как делают в некоторых Додзё сегодня, а делалось в более мягкой, систематической, сбалансированной форме. Я считаю, что это одно из лучших упражнений Каратэ Годзю-Рю. Я помню много раз , когда я практиковался с г-ном Тамаки и пытался вложить слишком много силы в руки, он чувствовал, что я был жестким и выведенным из баланса, и бросал меня с подсечкой ноги на пол. Поначалу я опасался, и мой разум не был спокоен, как это должно было быть. В конце концов я узнал, что когда я оставался спокойным, без каких-либо предвзятых идей, я чувствовал, когда он будет пытаться бросить меня с подсечкой, и просто убирал ногу. Это научило меня фундаментальному принципу, согласно которому нужно расслабить тело и ум чтобы заметить изменения в вашем противнике. Какэ-укэ первоначально использовалось для пары высококвалифицированных практиков Кумитэ. Если один ученик не мог сдвинуть руку другого в Какэ-Укэ, или не смог удержать свою позицию, то ему не позволялось участвовать в Кумитэ с этим партнером. Ощущение было, что если он не мог справиться с другим студентом в Какэ-Укэ, то он не сможет и блокировать его удары и может серьезно пострадать.
Вопрос 29: Ваши ученики практикуют связки для укрепления, набивки рук под названием «Котэ-Китаэ». Практиковалось ли это в Мэйбукан Хомбу Додзё?
Ответ: Нет. Это было введено в Додзё Мэйбукан в последние двадцать лет. Это упражнение набивки рук возникло на Тайване, из тайваньского Кэмпо. До того, студенты набивали свои руки, практикуя удары предплечьем по Макиваре, по стволам дерева баньян, и блокируя удары друг друга.
Вопрос 30: Как заканчивались тренировки?
Ответ: Каждая тренировка заканчивалась с Ката Санчин. Перед Санчин, однако мы практиковали упражнение, которое я называю “гибкая лошадь”. Каждый из нас считал до ста. Обычно там было двадцать или больше студентов, так что мы делали, по крайней мере две тысячи “гибких лошадей”. Было жарко и влажно, особенно в летнее время, так что к тому времени, когда мы заканчивали, мы были мокрые. Пот бежал вниз по нашим лицам, затекая в глаза и покрывая пол. Я бы не рискнул стереть пот с моих глаз, потому что если бы я это сделал, все окинавские ученики так презрительно бы на меня посмотрели, как-будто бы говоря: «Ты делаешь что-то неуместное. Ты что не можешь немного потерпеть? У тебя нет психической силы духа, чтобы игнорировать дискомфорт? «
После Дзадзэн (сидячая медитация) и поклона мастеру мы снимали форму и выходили наружу, чтобы обсохнуть. Китайское море был всего лишь в полумиле от Додзё, и иногда был прохладный бриз. Примерно за десять минут наши шорты высыхали, и мы могли одеть одежду. Потом я шел три мили до автовокзала и ехал домой на автобусе.
Вопрос 31: Не могли бы вы описать упражнение “гибкая лошадь”?
Ответ: Да. Мы начинали в вертикальном положении, ноги на двойной ширине плеч. Обе руки были вытянуты вперед ладонями вверхи соприкасались. Потом мы садились в стойку наездника (Киба-дати), разводя ладони обеих рук на внешнюю сторону колен. Далее, мы подтягивались вверх, в вертикальное положение, подтягивали руки в положение Хикитэ с закрытым кулаком, на мгновение напрягая все мышцы тела.
Вопрос 32: Вы известны своими тяжелыми многочасовыми тренировками в вашем Додзё. Были ли тренировки на Окинаве сложнее, когда вы обучались там?
Ответ: Несмотря на то, что тренировки Каратэ в моем Додзё очень интенсивные, обучение на Окинаве было еще более тяжелым. Это были непрерывные тренировки. Редко был перерыв. Когда практикующие Каратэ говорят об обучении на Окинаве в ту эпоху, они всегда говорят о том, как трудно было физически. Они говорят о многих часах ежедневных тренировок, тренировках без оправданий, о бесконечном повторении техник. Но многие студенты никогда не понимали, что самым важным был не физический элемент, а то, как проводилась тренировка, ментальная интенсивность имела значение. Когда мы обучались в Додзё, больше ничего не имело значения. Акцент в Додзё был на развитии огромной силы концентрации в спокойной обстановке. Цель состояла в том, чтобы развить умственную концентрацию и физическую силу, такую чтобы иметь возможность сблизиться и остановить противника одной техникой; одним ударом рукой или ногой.
Вопрос 33: Каково было отношение окинавцев к иностранным студентам в 1950-х годах?
Ответ: Жители Окинавы были настроены скептически, и вполне обоснованно. Мастера Каратэ хотели знать истинные намерения и характеры всех своих учеников. Они были очень наблюдательны, и я чувствовал поначалу, что за мной очень внимательно наблюдают. В конце концов, после того, как я доказал, что я могу справиться с физическими и умственными тяготами обучения, я чувствовал, что меня приняли. Я должен был показать, что я искренне и честно заинтересован в изучении искусства Годзю-Рю Каратэ-До. Я помню один раз, когда я представлял Мэйбукан на большой демонстрации боевых искусств в Гинодза, в центральной Окинаве в 1958 году, где участвовало более чем 2000 человек. Я был единственным западным участником. Когда я вышел, чтобы выполнить Сисочин Ката, толпа меня освистала. Но когда они увидели, как я выполняю Ката, признали, что я был серьезным учеником, они успокоились. Когда я закончил, удостоился одних из самых больших оваций. Некоторые из присутствующих Окинавских мастеров Каратэ подошли ко мне после демонстрации, и высоко оценили мое выступление. Окинавцы были очень любезными и дружелюбными, как только видели, что у вас было уважительное и искреннее отношение к их национальному искусству Каратэ.
Вопрос 34: Как вы считаете, в чем различия в подходах к Каратэ на Окинаве и в западном мире?
Ответ: На Окинаве, и в Азии в целом, одной из целей обучения Каратэ является сведение к минимуму эго. На Западе, к сожалению, акцент в обучении большей части боевых искусств в построении эго, что совершенно противоположно тренировкам на Окинаве. На Окинаве есть поговорка: “Когда в колоске риса много зерен, стебель гнется [кланяется], а когда он пустой, он возвышается”. Это высказывание аналогично западному «Пустой горшок громче звенит.» Жители Окинавы, как правило, более дисциплинированы, терпеливы и мотивированы, чем западные люди, в их подходе к обучению Каратэ. Кроме того, окинавцы имеют изначальное преимущество, так как Каратэ является их национальным искусством. Поэтому окинавцы лучше понимают цели обучения Каратэ, чем западные люди. В начале, самодисциплина заставляет каратиста чувствовать себя некомфортно и ограниченно. Окинавцы понимают и принимают это, в то время как большинство западных практикующих Каратэ не желают терпеть эти первоначальные трудности. Через некоторое время, конечно, самодисциплина приносит огромную внутреннюю свободу и гармонию практикующего.
Вопрос 35: Были ли отношения между основными стилями [Каратэ] дружескими?
Ответ: Да, я часто посещал собрания Дзэн Окинава Каратэ Рэммэй в Наха, где ведущие мастера и их лучшие студенты собирались вместе и обсуждали вопросы, представляющие взаимный интерес: как лучше развивать и продвигать окинавское Каратэ , как лучше представить его стандарты этикета и стандарты рангов. Я присутствовал на этих встречах с моим вторым мастером Каратэ Аракаки Рюрицу, а также иногда с Дай сэнсэем Яги. Это были очень вежливые, степенные собрания. Мастера были учтивы друг к другу и представляли свои точки зрения достойно, уважительно.
Вопрос 36: Встречались ли вы с ведущими мастерами других стилей?
Ответ: Да. Я встречался со многими из них. Глава стиля Кобаяси Сёрин-Рю был покойный Чибана Чосин, я встречался с ним несколько раз на встречах Окинава Каратэ-Рэммэй. Эти встречи проводились в Додзё мастера Нагаминэ Сёсин, который был главой стиля Мацубаяси Сёрин-Рю. Я также много раз посещал Додзё мастера Уэчи Канэй.
Вопрос 37: Как случилось, что вы посетили Додзё мастера Нагаминэ?
Ответ: Меня пригласил мастер Годзю-Рю Аракаки Рюрицу, чтобы присутствовать на одном из совещаний. В то время мастер Аракаки познакомил меня с мастером Нагаминэ и я также встречался со многими из его учеников.
Вопрос 38: Вы когда-нибудь еще посещали его Додзё?
Ответ: Да, я посещал его Додзё периодически, так как заседания все-окинавской ассоциации Каратэ проводились там. Я был единственным западником, кто присутствовал на этих встречах. Время шло, я подружился со многими из его учеников Каратэ. Некоторые из них были коричневые и черные пояса, которые были очень впечатляющими и сильными. Нагаминэ сэнсэй является одним из самых уважаемых и опытных мастеров на Окинаве, и это было большой честью встретить его.
Вопрос 39: Какими были тренировки в его Додзё?
Ответ: Практика в его Додзё включала много работы с весами. Там был весь спектр штанг и гантелей и других свободных весов, и они практиковали множество различных упражнений по подъему тяжестей. Nagamine сэнсэй сказал мне, что он призывал своих учеников развивать силу вместе с обучением Каратэ. Несмотря на то, что студенты были мускулистые, я заметил, что они имели отличную скорость и рефлексы. Они были мощными каратистами. Я до сих пор помню, как один из лучших студентов Нагаминэ сэнсэя, Оминэ, выдавал серии техник. Я мог слышать звук его ударов, рассекающих воздух в Додзё.
Вопрос 40: Практиковался ли там свободный поединок?
Ответ: Нет. Все было обусловлено. Акцент в обучении Каратэ был очень традиционным, Ката, связки, обусловленное [Якусоку] Кумитэ.
Вопрос 41: Каким было обучение в Додзё мастера Уэчи Канэй?
Ответ: Я посещал Додзё Уэчи в Футенма много раз. Он является весьма уважаемым и очень мощным мастером. Системы Уэчи-Рю и Годзю-Рю Каратэ имеют естественное сродство. На них повлияли боевые искусства провинции Фуцзянь в Китае, и они имеют общий географический фон. Обучение Каратэ Уэчи-Рю было очень интенсивным, и ученики были превосходными каратистами. У них была контролируемая форма свободного боя, с использованием классических техник Уэчи. Они осуществляли достаточный контроль, для того чтобы прекращать свои техники на гране полного контакта.
Вопрос 42: Каково ваше впечатление от их необычного способа удара ногой?.. Я имею в виду их удар большим пальцем ноги
Ответ: Их удары большим пальцем ноги были разрушительными, очень впечатляло. Они закалили свои пальцы, набивая их о плинтусы и другие твердые предметы. Я видел, как один студент сломал пять деревянных досок, которые держал другой ученик, ударом большим пальцем ноги.
Вопрос 43: Я видел записи их тестирования Санчин. Возможно, это было только из-за камеры, но это выглядело очень жестко. Действительно ли учеников тестировали так жестко?
Ответ: Да, это было трудно. Я помню, как бруски два на четыре ломали о руки и живот учеников. Я видел как мастер Уэчи Канэй тестировал Санчин, жестко ударяя учеников в мышцы живота из стойки наездника. Ученики выглядели крепкими и хорошо подготовленными, набитыми. Казалось, что все их тело было закалено путем подготовки и тестирования Санчин.
Вопрос 44: Вы встречали других выдающихся мастеров каратэ Годзю-Рю?
Ответ: Да, несколько. Я встречал покойного мастера Хига Сэйко много раз. Он был превосходным учителем и был помощником Мияги Тёдзюна. Когда я познакомился с Хига сэнсэем он был в конце своих пятидесятых годов. Когда он исполнял Ката Годзю-рю, была видна огромная сила, скорость и контроль. Когда мастер становится старше, техники не требуют такого количества внешней физической силы, сколько внутренней силы.
Вопрос 45: Два самых известных ученика мастера Хигаонна Канрё были Мияги Тёдзюн и Кёда Дзюхацу. Вы когда-нибудь встречались с мастером Кёда?
Ответ: Да. Я имел честь встретиться с ним в 1958 году в его доме в городе Беппу, Кюсю, Япония. Он был в начале его семидесятых годов, когда я познакомился с ним, он был очень сильным человеком. Его осанка была прямая. У него был сильный голос, и глаза были очень острыми и пронизывающими. Он был крупным мужчиной. Я видел его фотографию в молодые годы, и он был более шести футов в высоту и, возможно, от 180 до 190 фунтов. Он был мускулистым.
Кёда сэнсэй сказал мне, что изучение Ката должно быть превыше всего. Он сказал мне: «Истинное Каратэ — в практике Ката, а практика Ката — настоящее Каратэ.» Я никогда не забуду эти слова. Я также встретил его сына, который был более 6 футов ростом и около 200 фунтов весом. Они показали мне фотоальбом, которому было много лет. У них было много групповых фотографий с мастером Хигаонна Канрё, на которых были Кёда Дзюхацу, Мияги Тёдзюн, Мабуни Кэнва, Хига Сэйко, и многие другие великие мастера Каратэ Окинавы. Там была одна фотография, где Кёда Дзюхацу одет в традиционную черную форму, используемую на окинавских фестивалях. Он держал толстый деревянный шест длиной около шести футов. Я спросил его сына о том, что делает мастер Кёда Дзюхацу [на фото]. Он сказал, что на Окинаве около 1920 года, продвинутые ученики Каратэ иногда состязалась в контролируемой версии свободного боя. Бой был предназначен для отработки техник определенного стиля. Когда ученики сходились в Кумитэ, два мастера становились по обе стороны от них, и если действие становилось слишком жестким, и появлялась возможность получения серьезной травмы или даже смерти, мастера пресекали бой, скрещивая перед учениками шесты и обозначая окончание боя. Он сказал, что это была очень жесткая форма Кумитэ, практикуемая только высокоуровневыми каратистами.
Вопрос 46: Основание Годзю-Рю Каратэ заложено учителем Мияги Тёдзюна, мастером Хигаонна, учившимся в Китае на протяжении более двадцати лет. Есть ли один конкретный китайский стиль, родственный Годзю-Рю?
Ответ: Да. Окинавское Годзю-Рю Каратэ связано с китайским стилем Цюань-Фа. Хигаонна Канрё плавал в Китай в Фучжоу, провинции Фуцзянь, когда ему было пятнадцать. Там он встретил известного китайского мастера Цюань-Фа Лю Лю Ко, с у которого он обучался в течение более двадцати лет. Хигаонна Канре стал лучшим учеником мастера Лю Лю Ко. Мало что известно о фактическом стиле Лю Лю Ко. Некоторые мастера Каратэ говорят, что это был стиль Хунг; другие говорят, что это был другой стиль, который был в провинции Фуцзянь в течение более тысячи лет.
Вопрос 47: Кто был мастер Лю Лю Ко?
Ответ: Существует не так много письменной информации о мастере Лю Лю Ко. Мне сказали, что он был из китайской знати и проходил тест, чтобы стать эквивалентом рыцаря трижды, в разные этапы своей жизни. Он провалил императорский тест в возрасте 37 лет и снова в возрасте более 50 лет, но в его 73-й день рождения он был испытан снова перед императором Китая, он прошел сто футов неся камень весом 180 кг, привязанный к его спине. Когда мастер Лю Лю Ко попал к императору, он исполнил Санчин Ката и прошел тест. Затем он был посвящен в рыцари императором. Говорят, что обучение у мастера Лю Лю Ко было очень трудным. Тот, кто стремится заниматься Каратэ должен иметь в виду китайский иероглиф «Нин», что означает «терпеть, переносить». Не существует легкого способа достижения мастерства. Именно через долгое и трудное обучение, мастер Хигаонна Канрё смог развить свои исключительные способности. В 1890 году он вернулся на Окинаву и стал преподавать в Наха. Его мастерство, знания и преданность вскоре стали легендарными.
Вопрос 48: Когда он вернулся на Окинаву из Китая, мастер Хигаонна внес изменения в китайское боевое искусство, которое он узнал от мастера Лю Лю Ко?
Ответ: Да. Хигаонна сэнсэй внес изменения в китайское боевое искусство,которое узнал в провинции Фуцзянь, Китай. Даже несмотря на то, что стиль, который он освоил в Китае был превосходным, он чувствовал необходимость пересмотреть и адаптировать некоторые из методов, чтобы сделать его искусство более подходящим к окинавскому образу жизни и культуре. Кроме того, мастер Хигаонна по неизвестной причине изменил название самого старшего Ката от китайского произношения Йибайлинба (значение 108) на Супаримпэ.
Вопрос 49: Был ли мастер Хигаонна строгим учителем Каратэ?
Ответ: Да, очень строгий учитель, он не допускал до обучения студентов с жестокой натурой в его Додзё. Он был очень избирательными в отношении того, кого принимать. Его подготовка была очень напряженной. Санчин Ката практиковалось в течение трех-четырех часов в течение каждой тренировки. Новому ученику преподавалось только Санчин Ката в течение трех-четырех лет, прежде чем перейти к другому Ката. В то время некоторые практикующие Санчин, падали от изнеможения. Такая была интенсивность обучения мастера Хигаонна Канрё. Санчин Ката преподавалось в то время мастером Хигаонна с открытыми ладонями. Когда мастер Хигаонна демонстрировал свое Ката Санчин с дыханием, он иногда предлагал четырем окинавцам сдвинуть его во время выступления. Они не могли сдвинуть его. Когда он заканчивал Санчин Ката, пол, где он стоял был нагрет трением его пальцев.
Вопрос 50: Кто были лучшие ученики мастера Хигаонна?
Ответ: Его лучшими учениками были Кёда Дзюхацу, Мияги Тёдзюн и Мабуни Кэнва. Мияги основал Годзю-рю Каратэ из Наха-Тэ, Кёда основал Тоон-Рю Каратэ, систему названную по первому иероглифу имени мастера Хигаонна [читается: Тоо, Хигаси], а Мабуни основал Сито-Рю Каратэ.
Вопрос 51: Мастер Мияги делал какие-либо изменения в системе Наха-Тэ, которую он унаследовал от Хигаонна сэнсэя?
Ответ: Да, мастер Мияги учился у Хигаонна сэнсэя в течение тринадцати лет, и после смерти своего учителя отправился в Китай на два года, проводить дальнейшие исследования в области боевых искусств. В то время как он был в Китае, он познакомился и подружился с китайский мастером стиля Белого Журавля, Го Кэн Кин, и путешествовал с ним по нескольким провинциям, занимаясь с рядом великих китайских мастеров. Когда Мияги Тёдзюн вернулся на Окинаву, он решил взять искусство Наха-Тэ и подвергнуть его научному исследованию. Его подход был очень критичным, он отбрасывал методы, которые не отвечали строгим научным стандартам. Мияги Тёдзюн включил многие китайские боевые приемы, которые он узнал в Китае в Наха-Тэ, систему окинавского Каратэ. Он усовершенствовал существующие Ката и разработал свои собственные Ката Гэкисай I и II и Тэнсё. Мияги Тёдзюн разработал вспомогательные упражнения, Ката Бункай Кумитэ, а также другие формы Кумитэ, которые практикуются в традиционных Додзё Годзю-Рю Каратэ. Он модернизировал подготовку и проработал структуру, которой мы до сих пор придерживаемся. Он также заменил использование открытой руки в Санчин на Санчин с закрытой рукой [сжатые кулаки].
Вопрос 52: Что известно о мастере Го Кэн Кин [Го Кэнки]??
Ответ: Он был мастером стиля китайского Белого Журавля, которого Мияги сэнсэй встретил в провинции Фуцзянь, Китай в 1915 году. Они путешествовали вместе два года, посещая тренировки с китайскими мастерами различных систем Цюань-Фа (Кэмпо). Мастер Го Кэн Кин представил мастера Мияги многим великим мастерам. В 1936 мастер Мияги снова посетил Китай и изучал китайские боевые искусства в Сэйбу Дай Ику Кай (Большая гимнастическая Ассоциации Чистого Духа Единоборств) в Шанхае. Много лет спустя мастер Го Кэн Кин переехал в Японию и жил там под именем Ёсикава. Он скончался в 1940 году в Японии в возрасте 55 лет.
Вопрос 53: Есть много версий происхождения названия Годзю-Рю. Откуда пришло название?
Ответ: Из старой китайской книги «У Пэй Чи» (Трактат о боевой подготовке) Юань-И Мао, опубликованной в 1636. Мастер Мияги назвал систему Каратэ «Годзю-Рю» (стиль жесткости и мягкости ) от термина «Го-Дзю», который появляется в строке: «успешный метод требует как брать, так и отдавать (Го-Дзю).» Когда мастера Мияги спросили, почему он дал это конкретное имя своему стилю Каратэ, он ответил, что Годзю определяет жесткую и мягкую природу своего стиля. Мияги сэнсэй назвал свой стиль Карате Годзю-Рю около 1932 года. Он преподавал и продвигал Годзю-Рю Карате-До вплоть до смерти 8 октября 1953 года в возрасте 65 лет. Он был назван последним великим Самураем Окинавы из-за его легендарной силы и умений, а также его истинной преданности боевым искусствам.
Вопрос 54: На каких принципах мастер Мияги основал Годзю-Рю Карате-До?
Ответ: Мастер Мияги подверг искусство Наха-Тэ, полученное от Хигаонна Канрё сэнсэя, строгому научному исследованию. Первоначально, боевые мастера обучались для убийства противника одним ударом. Такое Каратэ было неподходящим для современного мира.
Мияги взял основу «Го» [жесткость] из Санчин и “Шесть Правил” [Роккисю] и создал “Дзю” — форму или Ката Тэнсё, таким образом, сочетая мягкие и жесткие движения. Он также организовал вспомогательные движения [Ходзё-Ундо], разработанные, чтобы помочь развивать техники Каратэ путем укрепления тела. Он организовал эти упражнения в рамках подготовки к практике Кайсю Ката. Таким образом, он определил теорию занятий Каратэ и организовал его в качестве боевого искусства, в качестве учебного предмета, искусства самозащиты, а также в качестве духовного воспитания. Мастер Мияги провел всю свою жизнь способствуя улучшению и распространению Каратэ-До. До его вмешательства, Каратэ считалось очень таинственной практикой, но с помощью научного подхода, Мияги через Годзю-Рю Каратэ-До создал четко определенную и универсальную платформу для искусства, что дало основу для массового принятия [Каратэ].
Вопрос 55: У мастера Мияги были награды за его вклад в Каратэ?
Ответ: Да. В 1936 году он получил медаль за «выдающиеся достижения в области боевых искусств» от Министерства образования Японии.
Вопрос 56: Он занимал какие-либо официальные посты?
Ответ: Да. В 1928 году мастер Мияги отправился в Японию и преподавал Каратэ в Киото, в Императорском Университете, в Университете Кансай,в университете Рицумэйкан в Киото. Мияги — первый мастер, который представил Каратэ на международном уровне (Примечание редактора: то есть за пределами Японии). В 1930 году Мияги сэнсэй стал председателем Окинава Кэн Тай-Ику Кёкай Каратэ-До (Отделение Каратэ атлетической ассоциации префектуры Окинава). В 1934 году он стал постоянным представителем окинавского отделения Дай Ниппон Бутокукай (Всеяпонская ассоциация боевых искусств).
В результате его больших усилий, Каратэ было впервые официально признано в качестве боевого искусства Японии вместе с официальным созданием окинавского филиала Дай Ниппон Бутокукай, в ноябре 1933 г.
В мае 1934 г. Киндзё Чинэй, редактор Okinawan газета Ёэн Фихо Ся пригласил мастера Мияги на Гавайи. Там он читал лекции и преподавал в целях продвижения окинавского Годзю-Рю Каратэ-До. Он вернулся на Окинаву в феврале 1935 года. В мае 1937 года принц Насимото Нориваса, комиссар Дай Ниппон Бутокукай, уполномочил Мияги вместе с директором Синто Сидзэн-Рю (Дзю-Дзюцу) и директором школы Кусин-Рю (Дзю-Дзюцу) сформировать Дай Ниппон Бутокукай Дзюккёси (Всеяпонскую ассоциацию учителей боевых искусств). Они инспектировали и регулировали деятельность Карате по всей Японии вплоть до роспуска организации. В 1937 году Мияги получил степень Кёси от Дай Ниппон Бутокукай. В 1946 году Мияги сэнсэй был назначен чиновником Окинава Минсэй Тай-Ику Кан (окинавской демократической атлетической ассоциации). В 1953 году Мияги инструктировал Академию полиции Рюкю в Наха, Окинава.
Вопрос 57: Каково происхождение термина «Каратэ»?
Ответ: Первоначально это боевое искусство Окинавы называлось просто «Тэ». Тогда Окинавцы делали строгое различие между их родным искусством «Тэ» и «Тодэ», что означало «китайская рука», китайского искусства Цюань-Фа или Кэмпо. Китайский иероглиф «То» из «Тодэ» означает “Тан” или «китайский» (династия Тан правила Китаем с 618 до 906 г. н.э.). Огромное культурное возрождение произошло во времена династии Тан, который стал символом китайской культуры и просвещения. Поскольку китайская культура пользовалась большим уважением на Окинаве, что-нибудь с надписью «Китайский» считалось превосходным. Слово «То» было очень элегантным и повышало ценность всего, к чему его присоединяли. Был даже некоторый снобизм относительно слова “То”. Постепенно Окинавцы стали добавлять “То” для всех видов “Тэ” [борьбы Окинавы], но особенно к тем, что претерпели китайское влияние. По словам мастера Мияги, “Каратэ”, записанное таким образом, является специальным словом, которое используется только в Рюкю, и оно пришло от китайского Цюань-Фа (Кэмпо).
Вопрос 58: Когда официально “Тодэ” изменили на “Каратэ”?
Ответ: 25 октября 1936 года был проведен симпозиум по Каратэ при поддержке г-на Ота Чодзю, главного редактора газеты Рюкю Симпо в Сёва Кайкан, в Наха, Окинава. Среди окинавских мастеров Каратэ на собрании были Ябу Кенцу, Кян Чотоку, Ханасиро Чомо, Мотобу Чоки, Мияги Тёдзюн, Кёда Дзюхацу, Чибана Чосин, Симма Масигэ, Коёси Асатада, Син Эйдзё. На этой конференции было принято решение о том, что окинавское боевое искусство, которое ранее называлось «Тэ» или «Тодэ» нужно называть “Каратэ” или “Пустая Рука”. Начиная с 1936 к практикам этого окинавского боевого искусства стали ссылаться как к Каратэ, используя иероглифы, означающие “Пустая Рука”. Таким образом, акцент сместился от только техники в сторону еще и духовных ценностей.
Вопрос 59: В каком возрасте Яги Мэйтоку начал свое обучение у мастера Мияги?
Ответ: Яги Мэйтоку было 13 лет, когда его дед по отцовской линии взял его к Мияги сэнсэю, которому был тогда тридцать семь лет. Его дед сказал мастеру Мияги, «Яги Мэйтоку является потомком главных самураев Окинавы и первого министра “Совета Трех” [три приближенных советника короля Рюкю], Джана Ояката.» Его дед также сказал: «В Яги Мэйтоку течет кровь самураев Окинавы, и я думаю, что он будет в состоянии однажды в будущем сменить вас, поэтому, пожалуйста, научите его вашему Каратэ.» Так Яги Мэйтоку получил возможность приступить к тренировкам под руководством мастера Мияги в 1925 году.
Вопрос 60: Кто был его предок Джана Ояката?
Ответ: Он был очень важным чиновником в окинавской истории. Он был настолько влиятельным, что сопровождал короля Окинавы, когда тот пошел на мирные переговоры после поражения Окинавы кланом Симадзу из провинции Сацума, в конфликте Кэйчо в 1609 году.
Вопрос 61: Было ли это собственным решением Яги Мэйтоку, начать обучение Каратэ?
Ответ: Нет, не было. У него не было никакого намерения начинать тренироваться Каратэ. Но он должен был следовать приказанию своего деда.
Вопрос 62: Я так понимаю, что это из-за строгого традиционного уклада?
Ответ: Да. Мастер Яги Мэйтоку был уроженцем деревни Кумэ. Окинавцы говорили, что жителей Кумэ они боялись больше, чем военных. Потому, что религией народа Кумэ было конфуцианство. Они были очень строгими и имели дисциплину, иллюстрацией к которой может послужить поговорка: «Следуй в трех шагах от мастера, но не смей наступить на его тень.»
Вопрос 63: У мастера Мияги было официальное Додзё, когда Яги Мэйтоку начал заниматься Каратэ в 1925 году?
Ответ: Нет. По словам Яги сэнсэя, у Мияги не было формального Додзё, он преподавал Каратэ у себя во дворе, а когда шел дождь — в доме.
Вопрос 64: Вы обучались у старших учеников мастера Мияги и встречались со многими из других его учеников. Как они описывали Мияги сэнсэя как человека и учителя?
Ответ: Прозвищем мастера Мияги на окинавском диалекте было «Буса Магуску» или «Самурай» Мияги. Он был очень требовательным и строгим учителем. Яги Мэйтоку начал учиться у него в возрасте 13 лет, после восьми-месячного испытательного периода, в течение которого он должен был выполнять хозяйственные работы по дому Мияги и на заднем дворе.
Яги сэнсэй рассказывал, что у мастера Мияги были свирепые глаза. «Когда вы видели их,» говорил он, «вы бы не смогли проронить ни слова. Вы никогда бы и не мечтали в чем-то ему перечить.» Мастер Мияги был жестким с учениками. Делая Дзадзэн (сидячая медитация) он не позволил бы своим ученикам расслабиться, как некоторые из других учителей Каратэ, вместо этого он заставлял учеников сидеть и медитировать в течение одного-двух часов, не двигаясь. Санчин учил по одному шагу за раз. Иногда одно движение отрабатывалось снова и снова в течение нескольких месяцев, ничего, кроме одного движения в течение нескольких часов в день. Когда Яги Мэйтоку ходил в общественную баню, люди видели синяки и рубцы на его плечах от тестирования Санчин и говорили: «Ага, ты тренировался с Мияги Тёдзюном.» Мастер Мияги Тёдзюн уделял большое внимание развитию характера его учеников Каратэ. Он оставлял только тех студентов, которые имели высокую моральную этику. Он был строгим воспитателем. Однажды один из студентов пришел на занятия с полотенцем, вокруг шеи, напевая популярную песню. Мияги сэнсэй выгнал его из школы. Студент пытался извиниться за неосторожное поведение, но мастер Мияги считал, что если студент вел себя перед ним таким небрежным и непочтительным образом, то он сделает еще хуже за его спиной. Яги сэнсэй говорил, что средний человек не мог вынести очень интенсивного обучения Каратэ, которое давал мастер Мияги. Нужно были иметь высокую мотивацию. Мияги сэнсэй часто говорил своим ученикам: «Львы сталкивают своих детенышей вниз с вершины горы, и они принимают только тех детенышей, которые способны взобраться наверх обратно. Вот как я преподаю здесь, в моем Додзё.» Мияги учил только тех студентов, которые могли выдержать суровые тренировки. Если студент выпадал из тренировочного процесса, он [Мияги] не предпринял никаких усилий, чтобы привлечь его обратно.
Вопрос 65: Какие любимые Ката и техники мастера Мияги?
Ответ: Мне говорили на Окинаве, что любимое Ката мастера Мияги было Сисочин. У него были исключительно мощные техники открытой ладони, особенно Нукитэ (удар кончиками пальцев). Требуется гораздо больше времени, чтобы овладеть техниками открытой ладони, чем техниками кулака. Другими его любимыми Ката были Санчин и Тэнсё. У мастера Мияги были очень мощные удары руками и ногами. Его удары руками и ногами имели взрывную силу. Говорят, что он обладал сверхчеловеческой силой. Мастер Мияги также был известен своей мощной хваткой. Говорили, что он мог взять четырех- или пяти- фунтовый кусок сырого мяса и сжать его в котлету. Рассказывали, что когда он был в Китае, он обронил свой бумажник в рикше. Когда он вернулся, чтобы получить его назад, водитель рикши отказался передать его и попытался ударить мастера. Мияги сэнсэй мгновенно схватил предплечье водителя и сжал так сильно, что парализовал его руку и заставил рикшу, вернуть бумажник.
Вопрос 66: Учил ли Мияги сэнсэй разные версии Ката ученикам в соответствии с их уровнем?
Ответ: Да. По мере обучения Мияги сэнсэй продолжал переработку Ката. Кроме того, он преподавал начинающим упрощенные версии Ката. Позже, когда они практиковали дольше и больше узнавали, он преподавал им более детальные, продвинутые версии. Поэтому при оценке уровня любого Годзю-Рю Ката, вы должны знать, как долго мастер учился с Мияги сэнсэем. Он учил медленно и терпеливо. Очевидно, что кто-то, кто учился с ним в течение нескольких лет не будет иметь Ката и техники такие же, передовые и глубокие, как те, кто изучал и практиковал с ним в течение многих десятилетий.
Вопрос 67: Кто был лучшим учеником и преемником мастера Мияги Тёдзюна?
Ответ: Мастер Яги Мэйтоку был лучшим учеником и преемником Мияги сэнсэя. Он учился с ним с 1925 по 1953 г. и узнал, самые передовые и сложные версии Годзю-Рю Ката и техник.
Мэйбукан Годзю-Рю Ката Яги сэнсэя — уникальны. В них есть свой шарм, элегантность и плавность.
Мияги Тёдзюн скончался 8 октября 1953 г. Десять лет спустя, в 1963 году, его вдова и семья передала форму Каратэ и его черный пояс г-ну Яги.
В своей речи на двадцать пятой годовщине со дня смерти мастера Мияги 8 октября 1978 года его дочь Суруки сказала, что семья решила отдать форму Каратэ ее отца и черный пояс, г-ну Яги, потому что он внес наибольший вклад и обучался дольше всех с мастером Мияги. Она сказала: «Г-н Яги Мэйтоку был с моим отцом самое долгое время, практикуя Каратэ. Я думаю, что мой отец был бы рад видеть как г-н Яги получает его форму.»
Вопрос 68: Я так понимаю, что японское правительство дало мастеру Яги Мэйтоку награду?
Ответ: Да. 29 апреля 1986 года Яги сэнсэй получил императорскую премию, четвертого класса от покойного императора Хирохито в Токио. Эта награда была знаком признания его великих достижений в области Каратэ.
Вопрос 69: Кто дал вам черный пояс?
Ответ: Яги сэнсэй выдал мне черный пояс. Перед тем как я покинул Окинаву, я получил от него Сандан (черный пояс 3-й ступени). Мастер Яги продвинул меня до Хачидан, Кёси (черный пояс 8-й ступени) на Окинаве в 1985 году.
Вопрос 70: Что стало поводом для визита на Окинаве в 1985 году?
Ответ: Меня пригласил Яги Мэйтацу сэнсэй, чтобы принять участие в специальном празднике в честь 73-х летия его отца Яги Мэйтоку сэнсэя, 10 февраля 1985 г. в качестве представителя Мэйбукан Годзю-Рю Каратэ-До США, я присутствовал на этом мероприятии, передал поздравительный адрес и исполнил ката Сэйэнчин. Моя жена, Хелен и моя дочь, Дорин подарили Яги сэнсэю цветы во время церемонии. Представители Соединенных Штатов, Японии, Бразилии и Индии присутствовали на этом празднике по случаю дня рождения, а также много выдающихся мастеров Окинавы, Уэчи Канэй, Накадзато Сюгоро, Нагаминэ Сёсин, Матаёси Симпо все присутствовали. Сын покойного Мияги сэнсэя, Мияги Кэн, был там, также как и сын покойного Хига Сэйко, Хига Сэйкичи. Сотни практикующих продемонстрировали Ката и Кумитэ перед тысячами зрителей. Впоследствии состоялся торжественный прием для почетных гостей. Это было главным культурным событием на Окинаве, с радио, телевидением и прессой.
Вопрос 71: Какой Дан у вас сейчас?
Ответ: Черный пояс девятый Дан, Ханси. Яги сэнсэй выдал мне очень высокий ранг Кудан Ханси на Окинаве 21 октября 1990 года.
Вопрос 72: С какой целью вы посетили Окинаву в 1990 году?
Ответ: Для того, чтобы присутствовать и участвовать в 30-ой годовщине празднования дня основания окинавской ассоциации Годзю-Рю Каратэ. Оно состоялось 18 августа 1990 года на Симин Кайкан в Гинован, Окинава. Я сопровождал моих учеников Каратэ, которые также выступали на этом важном мероприятии.
Вопрос 73: Вы стали первым человеком, получившим высокое звание черного пояса 9-го Дана, Ханси от мастера Яги?
Ответ: Да. За пределами Окинавы, я первый и единственный, кто получил 9-й Дан от мастера Яги, председателя ассоциации Мэйбукан Годзю-Рю Каратэ.
Вопрос 74: Ваше Додзё в Уотертауне, штат Массачусетс известно как наиболее традиционная школа окинавского Каратэ в Северной Америке. Вы сделали много изменений на протяжении многих лет Пути учения Каратэ?
Ответ: Нет, я не делал каких-либо изменений, в основном я учу таким же образом, как меня учили в Мэйбукан Хомбу Додзё на Окинаве. Я также придерживаюсь такого же отношения, что было в додзё мастера Яги, уважения, сотрудничества, дисциплины и упорного труда.
Вопрос 75: Не могли бы вы описать плюсы традиционного обучения окинавского Годзю-Рю Каратэ?
Ответ: Обучение традиционному окинавскому Годзю-Рю очень напряженное и дисциплинированное. Оно развивает у учеников очень прочный фундамент боевых навыков. Традиционное окинавское Годзю-Рю Каратэ фокусируется на повторяющейся практике базовых техник Каратэ, Ката и обучении Санчин. Из-за этих напряженных и сложных требований к обучению, оно разрабатывает и производит самые лучшие долгосрочные результаты у практикующего Каратэ. Каждодневные, непрерывные тренировки Каратэ укрепляют организм, улучшают здоровье, развивают ум, и неукротимый человеческий дух, который может быть применен в любой деятельности в жизни.
Мастер Мияги Тёдзюн имел обыкновение говорить, что победы и поражения являются частью друг друга. «Не бойтесь однажды потерпеть неудачу» говорил он, «потому что на следующий день вы можете выиграть.» Жизнь есть постоянная борьба, и традиционное окинавское Годзю-Рю Каратэ готовит человека встретиться лицом к лицу с этой борьбой, чтобы с уверенностью иметь дело с жизненными взлетами и падениями.
(с) Перевод: Павел Демьянов 22.02.2017, pdemyanov@gmail.com, пожалуйста, уважайте мой труд и при копировании указывайте источник.