Вдыхание и выдыхание, относительно принципов “Го” и “Дзю”
Автор: Мияги Тёдзюн.
(с) Перевод с японского: Sanzinsoo.
(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 29.12.2016.
Примечание: Эта короткая статья была впервые опубликована в «Бунка Окинава», часть 3 № 6 от 15 августа 1942 года и вновь появилась в качестве приложения в книге «Чугоку Окинава Каратэ Кобудо но Гэнрю», написанной Масахиро Накамото, опубликованной 1 апреля 1985, изд. Бунбукан.
Я не знаю, когда это было изменено, но «Каратэ» теперь пишется иероглифами «Пустая Рука» вместо «Китайская Рука». Во всяком случае, я счастлив, что в настоящее время Каратэ пользуется популярностью по всей Японии в качестве уникального окинавского боевого искусства и даже официально признано Дай Ниппон Бутоку Кай (Всеяпонская ассоциация боевых искусств) в качестве одного из японских боевых искусств. Однако, без сомнения, я уверен, что корни Каратэ находятся в Китае.
Я полагаю, что прототип карате мог быть модифицирован так или иначе на моей родине, Окинаве, но я думаю, что оно того стоило, мы можем судить об этом по эволюции Каратэ под влиянием уникальной окинавской культуры. Поэтому, наверное, не лишено смысла изменить Иероглифы “Каратэ” на «Пустая Рука» вместо «Китайская Рука».
В любом случае, на этот раз я хотел бы рассказать вам мое личное мнение по поводу, конечно, Каратэ.
Я слышал, хотя и не наверняка, что в Индии есть боевое искусство под названием «Три Руки». Не знаю точное индийское название, но на китайский язык с индийского оно переводится как «Три Руки». Я полагаю, что такое боевое искусство могло быть принесено в Китай из Индии Дарумой (Бодхидхарма) во время императора У, что стало началом основания монастыря Шаолинь.
Для меня было очень интересно, наблюдать исполнение боевых искусств молодым представителем Филиппин во время моего визита на Гавайи в прошлом году. Я был крайне впечатлен и очень рад обнаружить, что есть сходство в техниках боевого искусства Филиппин и нашего Каратэ. К сожалению, я потерял блокнот, в котором я записал имя юноши и название его боевого искусства алфавитом. Я предполагаю, что он мог где-то еще сохраниться, так что все еще есть шанс, что я назову вам имена, если найду блокнот.
Я считаю, что Шаолинь Кунгфу является недавно систематизированным слиянием ранее существовавших классических китайских боевых искусств и индийских боевых искусств. Эта версия еще не доказана. Нам требуется больше исследований по этой гипотезе.
Я долгое время занимаюсь Каратэ, но до сих пор не освоил Суть или Истину Каратэ. Я чувствую, как будто я иду один дальней дорогой в темноте. И чем дольше я иду, тем дальше становится цель, длиннее путь, но тем более драгоценна Истина. Если стремиться вперед в поисках Истины Каратэ, со всей силой ума и тела, мы будем вознаграждены, понемногу, изо дня в день. Истина рядом, но так трудно достичь ее.
Мой друг, г-н Дзингю сказал мне изречение:
Конечная Форма Истины — отсутствие Формы. Если вы хотите освоить отсутствием Формы, вы должны сначала освоить Форму. Если вы освоили Форму и отсутствие Формы, вы можете преодолеть жизнь и смерть.
Я полагаю, что “Конечная Форма Истины” есть Дао, Путь.
Я не могу понять это изречение хорошо, но иногда я чувствую, что понимаю. Я думаю, что мы должны освоить «Форму и отсутствие Формы», тогда мы можем изучать глубинную суть Каратэ и постичь Истину Каратэ.
Это отвлеченная тема, для которой я не готов, так что позвольте мне говорить о другом предмете.
Что касается стилей Каратэ, я слышал, что есть два типа стилей, Южный и Северный. В техническом аспекте Южный тип специализируется на верхней части тела и техниках рук, поэтому он имеет мягкие, плавные черты, имеет оборонительный характер в бою. Северный тип, напротив, специализируется на нижней части тела и техниках ног, поэтому он имеет жесткие, активные черты, имеет агрессивный характер боя. Первый идет вперед для атаки руками и отступает для блока. Второй идет вперед для атаки ногами и снова наступает, чтобы повергнуть противника. Конечно, оба типа используют руки, ноги и броски, но подход принципиально отличается.
Теперь я хотел бы рассказать вам о «Хэйсю», или «Хэйсю Ката» и о «Кайсю», или «Кайсю Ката», чтобы дать некоторую информацию для тех, кто изучает Каратэ.
«Хэйсю» обозначает Фундаментальные Ката. Перед вступлением на Путь Каратэ, вы должны развить свое тело и ум, делая Санчин, упражнение из Годзю-Рю.
Я подробно объясню. Вы стоите прямо и твердо, ноги в устойчивой позиции, руки определенным образом выставлены, дыхание гармонично и вы ощущаете состояние Санчин. Это неподвижная версия Санчин.
Мы также имеем активную версию Санчин, которая имеет другое название «Паппурэн». Обычно мы говорим “Санчин” для обеих версий.
Тандэн (точка на несколько дюймов ниже пупка), затылок и ягодицы — три точки фокусировки внимания в ходе упражнения Санчин.
Вот краткие инструкции: Прижмите подбородок. Тянитесь теменем вверх. Сфокусируйтесь на Тандэн, чтобы зарядиться энергией. Ваши ягодицы должны быть напряжены, подобраны. Эти три точки фокусировки изначально не отделены друг от друга и имеют неразрывную связь. В дополнение к ним, есть еще одна точка фокусировки: средняя точка между бровями.
Я слышал, что принципы Дзэн и другие сидящие медитации такие же, как в Санчин.
Когда я вижу, Каратэ-До на Окинаве, я думаю, что мы, как правило, уделяем слишком мало внимания «Хэйсю Ката», такие как Санчин. А как вы думаете? Поэтому, даже если я вижу самое лучшее исполнение «Кайсю Ката», я не доволен и чувствую что чего-то не хватает для совершенства, так как нет стабильной фундаментальной основы, которую дает Санчин.
Услышав мое мнение относительно «Хэйсю Ката» или Санчин, мистер Дзингю, мой друг, рассказал мне интересную историю, «Я» в этой истории — сам господин Дзингю, а не я (Мияги):
Несмотря на то, что мои знания ограничены, я слышал следующее о так называемом стиле Южной Китайские Живописи, а именно картины Южного Сун (династия Сун), и картины Северного Сун.
Сильные и полные жизни штрихи являются характеристиками картин Ли Чэн, который, как считается основал Северосунский стиль китайской живописи. Я чувствую силу и мощь стали, глядя на его излюбленную технику, называемую ”рубить маленьким и большим топором”.
С другой стороны, чистые и аккуратные мазки картин Ван Вэя, основателя стиля Южносунской китайской живописи. Его техника называется «Классический стиль игры потоками”. Говорят, что г-н Ван Вэй находился на вегетарианской диете и никогда не ел мясо, поэтому его работы пропитаны аурой спокойствия и чистоты. Без преувеличения, даже Дун Цичан (китайский художник, теоретик, каллиграф) называет его королем живописи.
Согласно одной книги:
Разница стилей происходит от различной природной среды долины Желтой Реки (Хуанхэ) на севере и долины реки Янцзы на юге.
Также, по словам с одного человека, который путешествовал по всему Китаю в течение длительного времени, разница картин Севера и Юга происходит от различного характера природной среды.
Вкратце, стиль живописи Юга — идеализм, легкий, гибкий, мягкий и спокойный. Напротив, Северный стиль живописи является сильным, торжественным, величественным и динамичным.
Если применить это к китайским боевым искусствам, оно полностью совпадает друг с другом. Я думаю, что есть какая-то связь.
Писатель подтверждает слова г-на Дзингю и продолжает свою историю:
Я думаю, что отношение между “Хэйсю” и “Кайсю” в Каратэ-До аналогична связи между квадратным стилем написания иероглифов и стилем для скорописи в каллиграфии. «Хэйсю» — квадратный стиль, в то время как “Кайсю” — это стиль скорописи. Квадрат стиль письма тих и спокоен, в то время как скоропись активна и динамична. Поэтому, очевидно, мы можем видеть, который из них фундаментальный. Также очевидно, что мы должны идти вперед шаг за шагом от основ.
Опять же, я киваю и полностью соглашаюсь с ним. Я думаю, что все искусства возникли из одних и тех же корней и имеют один и тот же Путь.
В конце этой статьи, я дам вам фразу, которая приводит слова из известной книги «Бубиси» или «Wubeizhi», написанной Мао Юань-И в конце эпохи Мин, в котором он говорил о боевых искусствах, приводя примеры из каллиграфии и верховой езды:
Если вы научились чертам китайские письма, то я могу научить вас всем техникам каллиграфии. Если научились садиться в седло, то я могу научить вас всем приемам веховой езды.
Автор: Мияги Тёдзюн.
(с) Перевод с японского: Sanzinsoo.
(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 29.12.2016.