Мияги Кей. История Каратэ.

(с) Перевод Марио МакКенна

(с) Перевод на русский: Павел Демьянов 10.02.2018

miyagi portrait

Примечание: Перевод выдержки из книги “Как наслаждаться каратэ” за авторством Мияги Кея (1965г., c. 14-17), сына Мияги Тёдзюна. Напечатано в Classical Fighting Arts Vol.1 issue 4.

 

Каратэ — древняя форма будо, разработанная в нашей стране, на Окинаве. Каратэ — это боевое искусство, которое не использует оружие, использует разум, тело и  голые руки — для защиты от противника. Другими словами, каратэ реалистично и логично обеспечивает упорядоченный метод обучения как боевому искусству, так и спорту и физическому воспитанию. Более того, каратэ организовано научным образом как средство психологического совершенствования и технически как метод нападения и защиты. Поэтому каратэ быстро создает мощное тело, учит этикету и способствует отношению, которое необходимо для гармоничной общественной жизни.

Каратэ, возможно, происходит из комбинации методов народной борьбы и китайского кемпо, которые были приобретены путем торговли с Китаем. Примерно 500 лет назад, а затем снова, 350 лет назад, на Окинаве было три правительственных указа, запрещающих оружие. Это заложило основу для развития уникального окинавского каратэ.

Первый запрет произошел во время «Объединения Трех Гор» под династией Сё, Сёхаси в 1429 году. В то время Окинава была разделена на три конкурирующих королевства Чузан, Нанзан и Хокузан [Средняя гора, Южная гора и Северная Гора]. Король Чузан, Сёхаси, объединил все три королевства под своим контролем и провел жесткую политику, запрещающую оружие.

Второй раз запрет произошел во время третьего короля династии Сё, Сёсин в 1477 году. Сёсин хотел централизовать свое правительство и издал указ о разоружении андзи (на Окинаве, так называли лордов феодалов).

В третий раз запрет был около 350 лет назад в 1609 году, когда [японский клан] Симадзу вторгся на Окинаву. С тех пор владение оружием было полностью запрещено.

Когда каратэ было привезено из Китая и как оно развивалось? Это зависит от точки зрения каждого, но у каратэ нет какой-либо конкретной исторической документации, поэтому нет способа узнать.

Мы можем думать о современном каратэ как о продукте объединения двух запретов на оружие,  вторжения Симадзу на Окинаву, взаимодействием с китайским кемпо из Фучжоу через торговлю с Китаем и включением традиционных навыков борьбы [Окинавы]. Каратэ, это то, что вышло из подготовки и тайного изучения Сидзоку Рюкю [Воинский класс] в эпоху запрета на оружие.

На Окинаве каратэ упоминается как “ТЭ” (ТЭ или ОКИНАВА ТЭ) или “Тодэ”. ТЭ относится к чему-то, что является именно уникальным Окинавским в традиции. ТОДЭ же включает в себя что-то связанное с Китайским кемпо.

То, как используют кулак на Амами Осима аналогично использованию кулака в Японии. Стойка и использование кулака отличаются от способа захвата и применения кулака в Окинавском каратэ. Я думаю, что это одно из доказательств, показывающее своеобразное развитие и распространение техники Окинавского каратэ через клан Симадзу на Амами Осима.

Слово ТЭ главным образом использовалось на Окинаве и было включено в два основных стиля: СЮРИТЭ и НАХАТЭ. Эти два имени являются источником двух больших систем каратэ. А название ТОДЭ относилось к китайскому кемпо.

На Окинаве китайские вещи пользовались большим уважением, и что-то хорошее называлось “ТО” (Т.е. произведено династией ТАН, синоним Китая). Такая была тенденция у людей в ту эпоху думать о чем-то качественном, ценном, как о вещи Тан. Поэтому, наверное, иероглиф ТО (ТАН), стал входить в ТОДЭ [Китайская рука]. Также иногда ТО может быть прочитано как “Кара”, что даст в чтении КАРАТЭ. Когда я был ребенком, прекрасный антиквариат и китайские вещи назывались вещами Тан.

Первоначально, на Окинаве, когда кто-то хотел учиться каратэ, он просил: «Пожалуйста, научите меня ТЭ». А иероглифы КАРАТЭ использовались в клубе Каратэ средней школы на Окинаве с августа 1905 года.

В конце 1921 года Фунакоси Гичин был приглашен с Окинавы на фестиваль физического воспитания, организованную Министерством образования. Фестиваль проходил в учительском училище Очаномидзу и включал также демонстрации Кобудо. Это был первый случай, когда в столице было продемонстрировано каратэ.

В начале эпохи Сёва Университет Кейо создал Исследовательскую группу ТОДЭ. Это был первый случай, когда иероглифы для каратэ были введены в  общее использование, тогда группа впервые использовала термин «Дай Ниппон Кемпо Каратэ-До». С 1921 по 1936 год Фунакоси Гичин способствовал распространению каратэ в Токио. Своими усилиями он открыл первое каратэ-додзё, Шотокан, в Закагатани, район Тоёсима. Затем Мотобу Чоки приехал в Осаку, где представил каратэ в 1924 году.

Мой отец (основатель Годзю-Рю Каратэ-До Мияги Тёдзюн) впервые представил Годзю-рю Карате на церемонии в Киото в 1928 году. В том же году его пригласили провести демонстрации и лекции в клубе дзюдо Киотского имперского университета. Благодаря великолепию этих великих церемоний Годзю-рю каратэ-до впервые пустило корни на земле старого Киото. Позже Сифу (так автор называет отца) работал над продвижением и унификацией каратэ по всей стране. Его первым достижением стало признание [Каратэ] как части японского Будо. Он посвящал всю свою энергию для получения авторизации от этой ассоциации.

В ноябре 1933 года каратэ-до получило поддержку Окинавского филиала Дай Ниппон Бутокукай. Кроме того, Дай Ниппон Бутокукай признало каратэ-до как боевое искусство Японии и стало впервые распространять и развивать его по всей стране как формально, так и в действительности. Это было особое историческое признание, локальное боевое искусство, Окинавское каратэ теперь было признано за его ценность в области японского будо и физического воспитания.

Большой потерей для Будо и Каратэдо было то, что с роспуском Дай Ниппон Бутокукай и поражением нашей страны [во Второй Мировой Войне], Сифу после прихода в Киото не смог реализовать свои великие амбиции и распространить каратэдо в Японии и по всему миру.

В 1929 году основатель Сито-Рю Мабуни Кенва смог переехать в Осаку, где он обосновался и способствовал распространению и развитию карате-до.

В мае 1937 года Сифу вместе с основателем Синдодзидзен-рю Кониси Йосуке и основателем Кусин-рю Уесима Саносуке получили первые титулы Кёси каратэ-дзюцу от президента Дай Ниппон Бутокукай, его высочества принца Насимото Мориваса. Вплоть до роспуска Дай Ниппон Бутокукай это способствовало распространению и развитию карате-дзюцу посредством лицензирования преподавателей.

Кониси в настоящее время активно работает в Токио, а Уэсима в Кансай.

portrait 3

Как уже упоминалось ранее, КАРАТЭ с давних времен делится на две основные системы: СЮРИТЭ и НАХАТЭ. Почему же уникальное окинавское боевое искусство каратэ не разделилось на разные стили или группы, как это случилось с кендзюцу, дзюдзюцу и другими кобудзюцу? Возможно, это связано с обычаями в обучении, которое проводилось тайно из-за глубоко укоренившегося наследия, являющегося следствием влияния указов о запрете оружия и вторжения клана Симадзу.

В конце эпохи Мэйдзи мастера КАРАТЭ того времени, Хигаонна Канрё из НАХАТЭ и Итосу Анко из СЮРИТЭ, открыли свое искусство для общественности, но никак не назвали свои стили или системы. Тем не менее, в апреле 1901 года каратэдо  стали преподавать в начальной школе Сюри, в рамках учебной программы.

Кроме того, Фунакоси ездил в Токио, чтобы продвинуть карате, а Сифу работал над получением признания каратэ в качестве боевого искусства Дай Ниппон Бутокукай, позволяя каратэ получать больше внимания, чем другие кобудзюцу.

Кроме того, Сифу изучал ката и кумитэ группы НАХАТЭ с научным подходом, чему его научил Хигаонна Канрё из НАХАТЭ.

В традиционном каратэ говорили:«один кулак — неизбежная смерть». Это связано с тем, что каратэ развивалось всецело как техника для убийства или нанесения травм в реальном поединке. Однако с сегодняшней образовательной точки зрения такой метод обучения и практики уже не подходит.

Помимо базового ката Санчин, существует мягкая форма Тенсё, созданная при исследовании роккисю. Однако, прежде чем приступать к базовым ката и продвинутым ката (кайсю-гата) каратэ, проводятся разогревающие разминочные упражнения [Дзюмби Ундо], связанные с техникой каратэ и дополнительные упражнениями [Ходзё Ундо] для тренировки гибкости и физической силы, что улучшает каратэ.

Старые методы каратэ включали как реально так и теоретически, порядок и методики обучения. Они были организованы с научной точки зрения как методики  физической культуры, умственной подготовки и спорта и впервые представлены в каратэ как стиль Годзю-Рю. Название Годзю-Рю было взято из двух иероглифов строфы «Хо Ва Годзю о Донтосу» из поэмы Кемпо Хакку.

Позднее младший товарищ Сифу, Мабуни Кенва, переписывался с ним и взял первые иероглифы имен Хигаонна и Итосу, чтобы явить миру каратэ свой стиль, под названием Сито-Рю. Ученики Фунакоси Гичина взяли название додзё Шотокан, чтобы назвать его стиль Шотокан-рю. Так каждый стиль каратэ стал получать свое название, как Синдодзидзен-Рю Кониси Йосукэ, Кусин-Рю Уесимы Санносукэ и Вадо-Рю Оцука Хиронори, все больше способствуя развитию каратэ-до и его процветанию сегодня.

И вот теперь, каждый может на первый взгляд увидеть, что существуют отличительные особенности между системами [НАХАТЭ и СЮРИТЭ]. Годзю-Рю использует в качестве базовых ката, Санчин и Тэнсё, в которых заключены  дыхательные методы Тонто (регулирование жизненной энергии и дыхания). Наиболее заметным техническим отличием является положение кулака при взводе на удар. В СЮРИТЭ кулак расположен у бедра, на линии пояса, тогда как в  Годзю-Рю кулак в области груди [прикрывает ребра].