Интервью с Морио Хигаонна сэнсэем

(с) Перевод, Павел Демьянов 23.04.2017

morio

Примечание: Перевод интервью, данного Хигаонна Морио сэнсэем для журнала Dragon Times №10.

Dragon Times: Сэнсэй, я хотел бы спросить о некоторых критических замечаниях о вас и вашем учителе Мияги Аничи. В частности, говорится, что сэнсэй Аничи был только ребенком, когда он тренировался с Сэнсэем Мияги Тёдзюном, что он изучил только часть системы и что его характер, скажем так, испорчен.


Морио Хигаонна: Если бы это не было так смешно, это очень разозлило бы меня. Это очень иронично. Люди, похоже, не хотят принять мои слова о том, что мой учитель — малоизвестный Мияги Аничи, но они готовы согласиться с утверждениями одного из моих бывших учеников о том, что его учителем был Мияги Тёдзюн, основатель Годзю-рю. Несмотря на то, что он был чуть старше младенца, когда умер Тёдзюн. Они игнорируют правду, но принимают смехотворные слова.
А все очень просто. Когда полный нервного возбуждения и с деньгами зажатыми в кулаке, которые моя мать дала мне, я впервые пошел в Додзё в саду Сэнсэя Мияги Тёдзюна шестнадцатилетнипм мальчишкой, Иха Косин, ученик Мияги Тёдзюн Сэнсэя сказал мне: «Если ты хочешь серьезно тренироваться, Аничи научит тебя». Он учил меня с тех пор, у меня только один учитель.
Сначала меня не особенно впечатлил сэнсэй Аничи. Хотя его движения были очень плавными и мощными, меня больше впечатлила явная сила младших учеников, особенно Сабуро Хига. Можно было почувствовать ветер, когда он бил ногой или кулаком, а телосложение, которое он развил тренировками Санчин, внушало благоговение. Только когда я прогрессировал и начал понимать Годзю-Рю Мияги Тёдзюн Сэнсэя, я понял мастерство Аничи Сэнсэя.

Dragon Times: Я видел, отсылки к тому, что сэнсэю Аничи было только двадцать лет, когда умер Тёдзюн Сэнсэй, подразумевалось, что он не был достаточно взрослым, чтобы развить какие-либо значительные знания.
Морио Хигаонна: Люди должны проверять факты до того, как они будут говорить публично. Когда Тёдзюн Сэнсэй умер 8 октября 1953 года, Аничи Сэнсэю было на самом деле двадцать два года; Его дата рождения — 9 февраля 1931 года. Годы его становления, с 1948 по 1953 год, были проведены в интенсивных личных тренировках с сэнсэем Тёдзюном на ежедневной основе, время от времени он был единственным учеником основателя. Как лучше узнать Каратэ Годзю-Рю, чем приобрести его у основателя в молодом возрасте и провести остаток своей жизни, совершенствуя свое мастерство?

Dragon Times: Другие инструкторы заявили, что являются вашим основным инструктором; Как вы реагируете на это предположение?
Морио Хигаонна: Почему они так полагают? Я знаю, кто меня учил, и даже сейчас, когда мне нужно проверить свои Ката, я возвращаюсь к тому же источнику, Мияги Аничи. В моем сознании нет сомнений, почему в умах других людей могут возникнуть сомнения?
Конечно, когда я начал заниматься Каратэ, нас учили все старшие товарищи. Тогда обучение было совсем другим, это больше походило на устройство большой семьи, старшие братья помогали младшим братьям. Если так продолжать, то действительно, все они смогут сказать, что меня учили.

Dragon Times: Вообще-то я надеялся, что вы ответите на вопрос о своих тренировках в Дзюндокане после того, как Додзё в саду Мияги Тёдзюна было закрыто.
Морио Хигаонна: Кажется, как будто это было только вчера, Аничи Сэнсэй звонил мне и просил помочь ему починить макивару в Дзюндокан Додзё, или подмести двор и почистить оборудование для Ходзё Ундо. Именно в Дзюндокан Аничи Сэнсэй действительно начал учить меня серьезно. Он объяснял мне каждую крошечную деталь, которую он узнал от основателя о нашей технике, и я был восхищен его знаниями. Когда я думаю об этом, я снова испытываю волнение и радость от своих тренировок в те дни. Аничи Сэнсэй передавал все, во время тренировок и ожидал, что мы поступим также. К сожалению, это привело к разногласиям с Сэнсэем Миядзато Додзё-Чо [Настоятель Додзё]. Миядзато Сэнсэй чувствовал, что Аничи Сэнсэй был слишком жестким, и его железная дисциплина вместе с физическими требованиями, которые он предъявлял к ученикам, отпугнут нас, членов Додзё, а значит снизится и доход.

Dragon Times: Могу ли я сказать, рискуя повториться, вы никогда не учились ни у кого, кроме Сэнсэя Аничи?
Морио Хигаонна: Это правильно. Тем не менее также правда, что другие время от времени предлагали свои советы, даже когда я стал старше. Например, Сэнсэй Миядзато проверял мой санчин, возможно, два или три раза за все годы моего пребывания в Дзюндокане, но моим учителем был и есть Аничи Сэнсэй. Я должен сказать, что Сэнсэй Миядзато всегда был добр ко мне лично, но имел привычку говорить недобрые вещи о людях за их спинами, что всегда вызывало у меня чувство дискомфорта.

Dragon Times: Поэтому вы оставили Дзюндокан?
Морио Хигаонна: Было несколько причин покинуть Дзюндокан.
Аничи Сэнсэю не оказывали должного уважения. Кроме того, когда Сэнсэй Миядзато изменил детали ката, Аничи Сэнсэй возразил, и тогда произошла острая дискуссия, что было очень неприятно.
Мне не нравилась доска, на которой открыто были написаны имена тех, кто не заплатил взносы за занятия, я считал, что это унизительно, а тогда возникает вопрос о заемных деньгах на постройку Дзюндокан. Аничи Сэнсэй заплатил за очистку строительного участка под Дзюндокан собственными деньгами, и не ожидал ничего вернуть. Однако основные затраты на строительство были оплачены за счет кредита, гарантированного Кочи Харно, и эти деньги, как я понимаю, никогда ему не возвращались, что сильно разозлило Аничи Сэнсэя. Он ушел, чтобы присоединиться к торговому флоту, и как результат в Дзюндокане многое изменилось для меня, но даже после этого я оставался еще некоторое время.
Dragon Times: Это оттуда пошло обвинение, что Аничи покинул Окинаву, чтобы не платить свои долги?
Морио Хигаонна: Именно! На самом деле все было наоборот. Он потратил много своих собственных денег на Дзюндокан, а затем ушел, чтобы присоединиться к торговому флоту, чтобы заработать на приличную жизнь, было очень сложно на Окинаве в то время. Когда совсем недавно тому, кто был источником утверждения, что Аничи сэнсэй покинул Окинаву, чтобы избежать выплаты долгов, было предложено объясниться, он отрицал, что говорил что-либо подобное!

Dragon Times: Такое утверждение, похоже, стало чем-то вроде культурной традиции в Окинавском Каратэ. Критики Гичина Фунакоши утверждали, также в отсутствие каких-либо убедительных доказательств, что он покинул Окинаву, чтобы не платить свои долги. Возможно, это неизбежный результат успешной карьеры мастера, особенно если он обучает студентов, ставших всемирно известными.
Морио Хигаонна: Возможно, вы правы. Аничи Сэнсэй сказал мне, что Сэнсей Миядзато был расстроен, когда услышал, что моё Додзё в Йойоги (Токио) имело успех, потому что он предполагал, что я зарабатываю много денег. Фактически все сборы шли владельцу Додзё, а я получал только небольшую зарплату и место для ночлега. Зарплата выплачивалась только за те дни, в которые я учил, например, если я уезжал на гассюку, мне не платили.
Я не осознавал, в чем проблема, или что у меня проблема с деньгами или чем-то еще, пока в июле 1981 года Арагаки Рёсэй не попросил меня вернуться в Дзюндокан. Я сказал ему, что я уже принял решение, и я не мог его изменить. Затем в августе 1981 года на чемпионате в Осака меня попросили присутствовать на встрече, и я с удивлением обнаружил там Сэнсэя Миядзато.
Он пожаловался, что, когда я отправлялся домой на Окинаву, я никогда не заходил к нему. Я действительно не понимал, о чем он говорил, потому что у меня не было причин приходить к нему. Хотя я уважаю его как ученика сенсея Мияги Тёдзюна, он не был моим учителем или чем-то подобным, и я действительно не знал, что делать в сложившихся обстоятельствах. Г-н Аримото, который также присутствовал на собрании, сказал, что я должен извиниться перед Сэнсэем Миядзато, так я и сделал, и больше не думал об этом.

Dragon Times: Еще одно обвинение в том, что у вас нет Додзё в Японии или на Окинаве, и вы там неизвестны.
Морио Хигаонна: Я не знаю, как и откуда эти истории берутся. Мое Додзё на Окинаве было создано в районе Макиси в Наха в 1981 году и действует непрерывно с тех пор. Тетсудзи Накамура, бывший моим помощником в США, теперь управляет нашим Додзё в оживленном районе Синдзюку в Токио, и на самом деле я завтра уезжаю на гассюку в Японию. Додзё Макиши стало особенно известным, потому что в 1982 году Британская вещательная корпорация сделала телевизионный документальный фильм об окинавском Каратэ.

Dragon Times: Вот почему я задал этот вопрос. Я видел документальный фильм Би-Би-Си и, хотя я восхищаюсь вашей скромностью, это больше касалось вашего Каратэ, чем чего-либо еще. Деннис Уотерман был рассказчиком, что означало, что Би-Би-Си, должно быть, потратила много денег на шоу, и я помню, что большая часть его была снята в Додзё в Макиси и окрестностях.
На самом деле ваше Додзё, похоже, так хорошо известно на Окинаве, что британский каратист, который отправился тренироваться там, писал об этом в журнале Fighting Arts International. Он сказал, что после прохождения иммиграционного контроля, когда он спросил, как он может добраться до Додзё Хигаонна, его фактически посадили в такси чиновники, которые обработали его визу, и водителю дали указание на Додзё Макиси.
Морио Хигаонна: Я тоже видел эту статью, и я думаю, он немного преувеличил. Возможно, это был юношеский энтузиазм.

Dragon Times: Я бы хотел перейти к довольно спорному вопросу о Дан рангах. Я знаю, что у вас довольно сильные взгляды на эту тему, но публично сказано очень мало. Можем ли мы услышать ваше мнение?
Морио Хигаонна: Даны стали важными только потому, что они вызывают так много проблем. Тёдзюн Мияги Сэнсэй отказался присуждать Даны, и в боевых искусствах не было оценок, пока Дзюдо не приняло их. Я получил третий Дан от Сэнсэя Миядзато на первой аттестации, когда я был немного старше, чем подросток, и это ничего не значит для меня, тогда и сейчас. Я никогда не носил пояс.
Я согласен, что для студентов это способ измерения прогресса, но по высокой цене. Это вызывают недовольство, склоки и приводит к чрезмерной гордости за себя, что является противоположностью тому, чему должны обучать боевые искусства ученика. У всех разные стандарты, поэтому неизбежно существуют различия между уровнями студентов из разных Додзё, даже когда они имеют одинаковый ранг, а затем начинается политика. Я считаю, что должны быть только черные пояса и белые пояса, и что акцент должен быть сделан на обучении, а не на накоплении званий.

Dragon Times: По теме обучения, пожалуйста, расскажите что-нибудь о вашем обучении.
Морио Хигаонна: С удовольствием могу сказать, что за последние годы моя тренировка почти не изменилась. Недавно я начал изучать медитацию с Сакияма Сэнсэем, который является известным священником Дзэн. Каждый день я бегаю, практикую Ходзё Ундо, Ката, а также медитацию. Моя семья также поддерживает меня, поэтому я могу тренироваться в течение по крайней мере шести часов в день.
Конечно, вы должны помнить, что физическая подготовка — это просто путь к овладению умом. Вот почему вы должны стремиться к достижению подлинного смирения посредством обучения. Если вы этого не сделаете, трудно, если не невозможно, подняться над чисто физическим, потому что ваш ум навсегда затуманен мыслями о материальных вещах, гордостью и презрением к другим и подобными отрицательными чувствами.
Хорошее Каратэ делает хороших людей, и я чувствую ответственность за передачу того, что было дано мне, как способ поблагодарить моего учителя, Аничи Мияги, и, надеюсь, сделать больше хороших людей в Каратэ. Поскольку я так много преподаю, я обязан тренироваться как можно больше, чтобы передать свои знания в максимально возможной форме. Если вы не тренируетесь, вы не должны учить!

Dragon Times: И завершая, мы все слышали о принятии Годзю-Рю в качестве древнего боевого искусства Нихон Кобудо Кёкай, как это произошло и что это значит?
Морио Хигаонна: Действительно не имеет значения, как это произошло, просто так оно и было. Комитет Кобудо Кёкай единогласным решением принял, что Годзю-Рю Каратэ мастеров Хигаонна Канрё и Мияги Тёдзюна было подлинным и древним боевым искусством и что его история была теперь правильно обозначена как Будо, а не как спорт. Мы очень довольны результатом, так как он описывает работу наших основателей наиболее подходящим образом.

Dragon Times: Последний вопрос о будущем. Есть ли что-то еще, о чем мы должны знать?
Морио Хигаонна: Все хорошо, моя книга будет опубликована на японском языке в сотрудничестве с моим издателем в США, и, как вы знаете, я только что закончил видео-серию о Годзю-рю. Я всегда очень занят, но все же чувствую, что едва начал то, что я собирался делать.