О Мучими, Гамаку, Чинкучи и не только

(с) автор: Павел Демьянов 05.08.2018

miyagikyoda18

По просьбе энтузиастов каратэ (空手 — “Пустая Рука”), попробую объяснить такие понятия окинавского каратэ как Мучими, Чинкучи и Гамаку.

Во-первых, заранее оговорюсь, что в разных школах эти понятия могут отличаться и я буду говорить с точки зрения стиля Годзю-Рю (剛柔流 — “Стиль Жесткости и Мягкости”).

Во-вторых, я буду основываться исключительно на собственном опыте и понимании, который я получил от своих учителей на Окинаве, наверняка найдутся другие мнения, которые мои коллеги получили от других учителей.

В-третьих, я постараюсь максимально приблизить язык описания к понятному всем, без привлечения эзотерических понятий, если вы увидете слово Энергия — то это механическая энергия и больше никакая.

Что же такое Мучими, Чинкучи и Гамаку?

Эти понятия тесно связаны между собой и другими идеями окинавского каратэ, придется привлекать другие понятия и знания о японском языке.

Начнем с того, что в японском языке таких слов нет, это слова окинавского диалекта Учинаа-Гучи (沖縄口 — дословно, “окинавский рот”). На окинаве в разных деревнях могут разговаривать на разных диалектах, даже если поселения находятся в пяти километрах друг от друга, возможно поэтому не сохранились иероглифические записи этих слов.  По крайне мере, мне не известны иероглифы этих понятий, я везде встречал только написание слоговой азбукой Катакана (片仮名):

 

  • ムチミ  — Му-Чи-Ми;
  • ガマク — Га-Ма-Ку;
  • チンクチ — Чи-Н-Ку-Чи.

 

Японский язык так устроен, что в иероглифе можно прочесть смысл понятия, которое он обозначает, только одного звучания недостаточно, к тому же в японском языке много омофонов (слов, которые звучат одинаково, но если записать иероглиф, то становятся понятными различия). Поэтому мы можем основываться только на том, что нам объяснят наши учителя.

Проще всего дело обстоит с Гамаку, это переводится “Талия”.

Мучими — на мой взгляд можно перевести “Выглядит Как Тесто”.

Прямой перевод слова Чинкучи мне неизвестен, но но мой сенсей говорит “Жилы”.

Что дает нам знание перевода с точки зрения каратэ? — Ничего.

Ответы нужно искать в самой практике Каратэ. Многие мастера, с которыми я общался сходятся в том, что каратэ — это сопротивление маленького человека (с точки зрения телосложения) более крупному агрессору. Но где же взять силу для сопротивления маленькому человеку? Ведь простое знание техники еще не позволяет ее применить, а руки человека — это не острый нож. Ткнешь ножом — поранишь, ткнешь палкой, уже не так, ткнешь пальцем, наверное и палец себе сломаешь.

Что такое сила? Из курса школьной физики мы знаем, что сила — это произведение массы на ускорение (если вы этого не знаете, я с грустью развожу руками).

СИЛА=МАССА * УСКОРЕНИЕ

А вы когда-то задумывались, на практике, вот вы каратист, применяете силу. Как? Что происходит? В каратэ важен удар, момент удара — это секундная передача импульса (а не силы!).

ИМПУЛЬС = МАССА * СКОРОСТЬ

Окинавское каратэ учит не генерации силы, а тому, как сгенерировать и передать импульс во время удара (некоторые мастера называют это усилием, но усилие — не физическое понятие).

Безусловно эти импульсы, рычаги можно использовать в бросках и в борьбе, но в данной статье ограничимся рассмотрением удара Гяку Цуки (逆突き — “ответный удар”).

Как человеку весом в 50 кг сбить с ног человека массой в 100 кг? Окинавцы нашли решение, а точнее подсмотрели его в Китае, ответ находится в Ката Санчин (型 — “форма”, 三戦 -“Три Битвы”).

Уж если мы полезли в это болото, то поищем ягодки, как при сборе клюквы, потянешь за ниточку и одна за одной показываются бусинки, так же и здесь, приходится поднимать все новые понятия.

Сделаем маленькую остановку и дополним, что “понять в теории“ ката Санчин и Найфанчи (ナイファン千 — На-И-Фа-Н-Чи) невозможно без практики и наставлений учителя.

Если в вашей школе нет ката Санчин или Найфанчи (Текки не в счет), и вы хотите развеять мифы и что-то для себя понять, то вам следует просто прийти в ближайший зал окинавского каратэ и попросить вас научить. Если это не для вас и вы просто хотите говорить в вашем додзё мудреные слова, или сидя на диване вести холивары, то дальше читать не имеет смысла.

Почему я Упомянул Найфанчи? Чтобы это понять надо подсветить еще два понятия из Каратэ.

Кайсю Ката (開手型 — “Форма Открытой Руки”) и Хэйсю Ката (閉手型 — “Форма Закрытой Руки”).

Под Хэйсю Ката понимают Ката Санчин, Найфанчи и Тэнсё (転掌 — «Вращающаяся Ладонь»), под Кайсю Ката понимают все остальные Ката.

Сложность языка вводит нас в заблуждение и многие полагают, что открытая рука — это ладонь, а закрытая рука — это кулак, чтобы лучше понять и найти правильный перевод,  обратимся к истории боевых искусств на Окинаве.

До формирования каратэ и стилей боевое искусство на Окинаве называлось просто 手 Ти (“ди”, “нти”) и обозначалось иероглифом “Рука”. Иероглиф рука имеет чтение ТЭ и СЮ, в словах Кайсю Ката и Хэйсю Ката, на мой взгляд, слово СЮ следует переводить как “Боевая Техника”, тогда названия обретают смысл.

  • Кайсю Ката — форма явной (открытой) техники;
  • Хэйсю Ката — форма скрытой техники.

Этот смысл понятен и близок всем, кто практикует Окинавское Каратэ, в Ката Санчин не много явных технических приемов, но смысл тренировки в незаметной глазу новичка работе с мышцами, связками, скелетом, с внутренними органами. А например, в формах открытой техники явно видно — это удар ногой, это удар локтем и тд.

Не стоит путать скрытую работу Ката Санчин со спрятанными в Кайсю Ката техниками, это разное. Можно сказать, что Хэйсю Ката учит генерации импульса у себя, а Кайсю Ката учит методам доставки импульса оппоненту.

В качестве косвенного подтверждения гипотезы о скрытых и явных техниках можно привезти предположение известного исследователя Каратэ, Андреаса Куаста. Предположение заключается в том, что название Ката Найфанчи можно записать как

Най-Фа-Нчи 内法手 (Внутреннии Методы Руки=искусства боя), практикам китайских боевых искусств безусловно должно быть знакомо слово “Нэйфа” 内法, которое и адресует к внутренним техникам школы.

Разобравшись немного в названиях подытожим, маленькие люди для защиты от крупных агрессоров выработали методы генерации импульса, которые заключены в Хэйсю Ката Санчин и Найфанчи (в формах скрытой техники).

Попробуем понять, как это работает с точки зрения биомеханики. О Ката Санчин скажу очень кратко, во время практики мы учимся делать быстрые переходы нашего тела то к единой жесткой структуре для передачи импульса, то к мягкой вязкой мобильной структуре (это только один из аспектов).

  • Представьте теперь, что вы расслаблены и бросили руку в грушу, тогда примерно ваш импульс удара будет равняться массе кулака, умноженной на его скорость.

ИМПУЛЬС = МАССА Кулака * СКОРОСТЬ кулака

  • Теперь представьте, что вы натянули связки в руке в момент удара и вкладываете руку уже как целое, т.е. импульс возрос

ИМПУЛЬС = МАССА руки * СКОРОСТЬ руки

  • Теперь представьте что вы были к цели повернуты немного под углом, допустим левое плечо впереди, правая рука сзади и вы делаете удар правой рукой, предварительно возвращая корпус во фронтальное положение к цели, тогда к импульсу удара добавится импульс, обеспеченный вращением вашего тела

ИМПУЛЬС = МАССА руки * СКОРОСТЬ руки+ИМПУЛЬС вращения

  • Во время удара есть Цукитэ (бьющая рука), есть Хикитэ (тянущая рука), импульс от резкого одергивания назад Хикитэ складывается с импульсом бьющей руки. Массу обозначим буквой М, скорость — V, а импульс буквой P.

P удара = M руки * V руки+P вращения+ P хикитэ

  • Мы все еще очень легкие, нам надо укрепиться на земле, поэтому мы напрягаем ноги, чтобы плечевой и бедренный пояс человека были связаны, мы напрягаем мышцы и связки по всему телу. А теперь подумайте, что происходит с мячиком, если его бросить о стену? Он упруго отскочит с той же энергией, с какой на стену летел. В Годзю-Рю Каратэ, упираясь в пол мы превращаем себя в стену, за счет жесткой конструкции тела, выработанной практикой санчин, мы увеличиваем свою массу, отталкиваясь от земли.

P удара = M (тела+упор в землю) * V руки+P вращения+ P хикитэ

Важно! Это не последовательность того, как выстраивать цуки во время вашей практики, это только пример того, за счет чего увеличивается ударный импульс.

Таким образом противник натыкаясь на выстроенный таким образом удар, например налетая со своей скоростью и массой получает свой же импульс с добавлением всего того, о чем писалось выше. Представьте, что вы бежите и натыкаетесь животом на оглоблю, которая торчит из земли. Только эта оглобля во время контакта еще движется вам навстречу.

Надеюсь, мне удалось донести на таких упрощенных примерах основной смысл того, как генерируется импульс удара в Годзю-Рю Каратэ.

Теперь, наконец,  перейдем к Мучими, Гамаку и Чинкучи.

Гамаку — это “Талия”, но в каратэ под этим подразумевается закрепление бедренного пояса человека, например, чтобы добавить вращение в удар, тело выравнивается фронтально и напрягаются мышцы живота, ягодиц и бедер. Также можно переместив вес на переднюю ногу, подать свой центр тяжести (который находится в области пупка) вперед, это добавит поступательный импульс всего тела к удару.

Повторюсь, в других школах, как Сёрин-Рю, Гамаку работает по-другому.

Мучими, по словам моего учителя, Сенаха Шигетоши, это как вязкое тесто для пирожков “мочи” (по окинавски “мучи”).

Я предполагаю, что Мучими — это 見 (Му Чи Ми), Ми — основа глаголов видеть, выглядеть. Таким образом получаем “выглядеть как тесто”, это метод тренировки, когда человек выполняет движения с напряженными мышцами всего тела, например при исполнении медленного удара цуки в ката Санчин трицепс работает одновременно с бицепсом, таким образом к динамической нагрузке добавляется статическая, со стороны выглядит, как будто человек застрял в грязи или липком тесте и пытается выбраться.

Чинкучи — те самые жилы, которые тренируются в ката Санчин и которые позволяют резким натяжением выстроить тело в общую связанную структуру. Чинкучи связывают с “короткой силой”, т.е. со способностью создать быстрый сильный удар без замаха, с короткой дистанции, за счет волнообразного движения тела и подключения всех импульсов, о которых писалось выше.

Мучими, Гамаку и Чинкучи — это те части скрытой техники (Хэйсю), которые зачастую отсутствуют в школах, в которых отсутствуют ката Санчин и Найфанчи.

Хочу поблагодарить всех, кто дочитал до конца, надеюсь вы нашли для себя что-то интересное. Я открыт для бесед и совместных тренировок. Не все можно изложить на бумаге, практика на первом месте!