Встреча окинавских мастеров каратэ, 1936.
(с) Тояма Канкен, отрывок из книги “Каратэ-до Дайхо Кан”, 1963
(с) Перевод на английский: Патрик и Юрико МакКарти, 1994
(с) Перевод на русский: Павел Демьянов 22.12.2019. Переведено с разрешения Патрика МакКарти.
В приложение к публикации приводится перевод того же отрывка из книги за авторством японского исследователя каратэ Ямада Кётака.
(с) Перевод с японского: Ямада Кётака (Sanzinsoo) 09.02.2008.
(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 24.01.2017. Переведено с разрешения Ямада Кётака (Sanzinsoo).
Для удобства сравнения обоих переводов фразы пронумерованы.
Версии на английском можно найти по следующим ссылкам
Патрик МакКарти об участниках встречи.
Встреча началась в 4 часа дня. При спонсорской поддержке газеты Рюкю Симпоша это историческое собрание было проведено в городе Наха, Окинава, 25 октября 1936 года в зале заседаний Сёва Кайкан. Присутствовали одни из самых выдающихся авторитетов каратэ острова:
- Ханасиро Чомо;
- Кян Чотоку;
- Мотобу Чоки;
- Чибана Сёсин;
- Кёда Дзюхацу;
- Мияги Тёдзюн;
- Гусукума Симпан
Среди специальных гостей были:
- Сато Коичи, глава отдела образования;
- Симабукуро Дземпачи, главный библиотекарь префектуры Окинава;
- Фукусима Кицума, Вице-коммандер регионального военного штаба;
- Кита Эйзо, начальник отдела департамента полиции префектуры;
- Гоэку Чосё, начальник отдела департамента мира префектуры;
- Фурукава Гисабуро, директор Совета по физической культуре префектуры;
- Андо Шигеру, писатель;
- Ота Чофу, Президент газеты Рюкю Симпоша (1865-1938),
- Матаёси Ясукадзу, главный редактор газеты;
- Ямагучи Дзенсоку, директор газеты;
- Г-н Тамаки, журналист;
- Г-н Ороку Чотэй, известно только имя;;
- Накасонэ Гэнва, писатель и историк-исследователь каратэ.
Впервые перевод на английский язык “Встречи в 1936 году” раскрывает массу оригинальной информации, позволяя читателю оценить слова и мудрость тех людей, которые несут наибольшую ответственность за формирование довоенного современного Каратэ-До. Кроме того, изучая это свидетельство, мы впервые можем понять, почему название Тоди-дзюцу было изменено на Каратэ-До, и почему на Окинаве были опасения утратить часть своего культурного наследия. Оценивая протоколы этой исторической встречи, впервые опубликованной в книге автора Тояма Канкен от 1963 года, озаглавленной «Каратэ-до Дайхо Кан», можно также получить более глубокое понимание условий, ведущих к модернизации Каратэ-до, и тех событий, которые могли в довоенный период предшествовать объединению и широкому распространению Каратэ-До.
Основной инициатор, стоящий за этим собранием, Накасоне Гэнва, родился на Окинаве, в 1929 году окончил Окинавский педагогический колледж. Переехав в Токио, он присоединился к социалистическому движению Японии и служил издателем его газеты. В 1934 году он осуществлял поддержку и издание нескольких книг по каратэ. После войны он продолжил карьеру в политике. В 1973 году Накасонэ написал «От Окинавы до Рюкю», однако, по сей день, Накасоне, вероятно, лучше всего помнят за его блестящую публикацию 1938 года под названием «Каратэ-До Тайкан» и «Кобо Кемпо Каратэ Нюмон», книгу, где он был соавтором вместе с основателем Сито-Рю, Мабуни Кэнва (1889-1952).
Несколько слов о мастерах каратэ на собрании 1936 года.
- Накасоне Гэнва (1886-1978), 50 лет.
- Ханасиро Чомо (1869-1945), ученик легендарного Буси Мацумура (1809-1901) и выдающийся мастер Тоди-дзюцу, 67 лет;
- Кян Чотоку сенсею (1870-1945), также ученику Буси Мацумура и выдающемуся мастеру Тоди-дзюцу, было 66 лет;
- Мотобу Чоки (1871-1944), черпавший знания из нескольких источников, носивший прозвище «Боец», самая противоречивая фигура Тоди-дзюцу той эпохи, 65 лет;
- Чибана Чосин (1885-1969), ученик Итосу Анко (1832-1915), уважаемый мастер, впервые употребивший термин Сёрин-Рю для описания Тоди-дзюцу, 51 год.;
- Кёда Дзюхацу (1886-1967), старший ученик Хигаонна Канрё (1953-1917), выдающийся мастер Тоди-дзюцу, основатель стиль Тоон-Рю, 50 лет;
- Мияги Тёдзюн (1888-1953), самый известный ученик Хигаонна Канрё, уважаемый мастер Тоди-дзюцу, основатель стиля Годзю-Рю, 48 лет;
- Гусукума Симпан (1890-1954), ученик Хигаонна Канрё и Итосу Анко, уважаемый мастер Тоди-дзюцу, 46 лет.
Слова благодарности.
Я благодарю Мастера Каратэ-до Киндзё Хироши (1919-2013), ученика Ханасиро Чомо, за предоставление мне копии стенограммы этой встречи, несколько старых фотографий и за помощь в переводе сложных мест этой исторически важной работы. Я хотел бы также поблагодарить окинавца Ябу Кендзиро за блестящую фотографию его деда (Ябу Кэнцу); Канзаки Шигекадзу из Беппу за фотографию его учителя Кёда Дзюхацу; Семью Читосэ из Кумамото за фотографию сенсея Кян Чотоку; и Иваэ Казуо из префектуры Гунма за отличную фотографию Мотобу Чоки. Благодарю мою жену Юрико, без чьей помощи этот перевод был бы невозможен.
Стенограмма встречи:
1 Матаёси Ясукадзу: Спасибо, что пришли сегодня. Г-н Накасоне Гэнва организовал эту встречу. Помимо работы в нашей компании, г-н Накасоне изучает каратэ в Сюдокан в Токио, а также является историком каратэ.
В последнее время каратэ стало популярным в Токио, однако, в разгар этой популярности, кажется, появились люди, которые практикуют его неправильно. Мы считаем своим долгом обеспечить, чтобы только ортодоксальная традиция, которая воплощает кропотливые усилия подлинных мастеров каратэ Окинавы была той единственной дисциплиной, которая передается дальше. Только она достойна. Кроме того, мы также обеспокоены сохранением и продвижением тех исследований, которые оставили нам великие мастера и их ученики. Я искренне надеюсь, что все присутствующие сегодня откровенно выскажут свое мнение.
Нам повезло, что сегодня у нас присутствуют такие выдающиеся авторитеты каратэ как Ханасиро Чомо, Кян Чотоку, Мотобу Чоки, Мияги Тёдзюн и другие. Мы были бы очень рады, если бы вы, господа, могли рассказать нам всем сегодня об истинной природе каратэ. Имея это в виду, г-н Накасоне Гэнва сейчас собирается объяснить формат встречи.
2 Ота Чофу: Хорошо, господин Накасоне, вам слово.
3 Накасоне Гэнва: Спасибо. Как упомянули господа Ота и Матаёси, я буду говорить первым, хотя я всего лишь ваш скромный Кохаи (младший). С тех пор как я вернулся из Токио два месяца назад, я провел собеседования со многими людьми из разных мест относительно их мнения о каратэ. Я был разочарован, узнав, что на Окинаве нет общества, объединяющего различных мастеров каратэ. Однако теперь у нас есть возможность создать такую организацию при поддержке Рюкю Симпоша.
Каратэ следует активно поощрять просто потому, что оно является подходящим и эффективным будо, с помощью которого можно развивать физическую силу и неукротимый дух. Я изучал каратэ в Сюдокан в Токио в течение многих лет и прилагал все усилия для распространения традиции там. Имея это в виду, я хотел бы пригласить каждого из наших выдающихся мастеров сегодня высказать свое мнение о поддержке каратэ в рамках всей страны.
При рассмотрении предложения г-на Матаёси, возможно, нам следует начать с вопроса, касающегося самого названия каратэ. Если это всех устраивает, то я хотел бы сказать, что когда каратэ (пишется как «пустая рука») впервые было представлено в Токио, оно было названо Тоди (пишется как «китайская рука») [2]. В то время каратэ было новой традицией, потребовалось некоторое время, прежде чем оно стало популярным.
Школы, которые считали, что слово Тоди не было подходящим термином, при написании вместо первого иероглифа использовали хирагана [3-5]. Например, одно додзё называлось «Нихон Каратэ Кенкюкай» (переводится как «Японское общество исследования каратэ», где Кара записано азбукой хирагана, а Тэ записано иероглифом). Однако это было во время переходного периода. Теперь почти все додзё в Токио, включая два основных додзё, используют новый термин, каратэ («пустая рука»). Большинство университетских клубов также используют новый термин. Однако, некоторые университетские клубы все еще используют «тоди» («китайская рука»).
Причина, по которой Тоди меняется на Каратэ, заключается просто в том, что понятие определяет традицию, в которой человек использует свои пустые руки, или Каракен («пустой кулак»). Поэтому, я хотел бы рекомендовать, чтобы текущее название «каратэ-до» («путь пустой руки») стало стандартом с точки зрения будущего развития каратэ как японского будо. Что вы думаете о моей рекомендации?
4 Ханасиро Чомо: В старые времена не произносили каратэ («пустая рука»), только «тоди» (китайская рука) или просто говорили «тэ» (имеется в виду рука). Это означало сражаться с пустыми руками или кулаками.
5 Ота Чофу: Мы тоже говорили Тоди.
6 Симабукуро Дземпачи: Г-н Накасоне, чуть раньше каратэ было названо каратэ-до. Означает ли это упор на развитие духа, как, например, дзюдо и кендо? Поэтому было добавлено «до» [6]?
7 Накасоне Гэнва: Да. Целью является культивация духа.
8 Ота Чофу: Мистер Мияги, вы используете термин Тоди?
9 Мияги Тёдзюн: Да, мы говорим «Тоди», это слово используется. Тем не менее, этот термин используется нерегулярно. Большинство людей, которые приходят ко мне и хотят учиться, обычно спрашивают, могу ли я научить их «тэ». Судя по этому, я бы сделал вывод о том, что раньше говорили «тэ». Я считаю, что термин каратэ — это хорошее название, оно отображает то, чем является. Как отметил г-н Симабукуро, дзюдо развилось из дзю-дзюцу. Давным-давно в Китае Кемпо [7] они называли Бэй-да (белый удар). Названия, как видно на примере, меняются в соответствии со временем. Я предпочитаю каратэ-до, чем просто каратэ, тем не менее, я считаю, что название должно быть единогласно определено общественным мнением.
Филиал Дай Ниппон Бутокукай также обсудил этот вопрос среди членов своего комитета. После обсуждения этот вопрос остался нерешенным. В Китае используется термин тодидо. Вскоре будет создана организация для продвижения (Синкокай), и к этому времени мы хотели бы иметь обоснованное утвержденное название.
10 Ороку Чотэй: Г-н Мияги, вы специально ездили в Китай изучать каратэ?
11 Мияги Тёдзюн: Хотя свои тренировки я начинал не в Китае, я поехал туда, понимая, что это то место, где я должен искать более углубленное изучение кунг-фу.
12 Oroku Чотэй: Есть ли на Окинаве свой уникальный стиль «тэ»?
13 Мияги Тёдзюн: На Окинаве было «тэ». Оно было усовершенствовано и развито, как дзюдо, кендо и бокс.
14 Кёда Дзюхацу: Я согласен с господином Накасоне. Вообще говоря, люди из этой префектуры все еще используют термин «тоди». Мы должны обсудить эту проблему с исследователями каратэ на Окинаве, и посмотреть, что раскроет их анализ. Слишком рано решать здесь и сейчас.
15 Мияги Тёдзюн: Я не имею в виду, что мы должны решать прямо здесь и сейчас.
16 Матаёси Ясукадзу: Можем ли мы услышать другие мнения?
17 Ханасиро Чомо: В моей старой книге “Каратэ Кумитэ”, опубликованной в августе 1905 г., я использовал термин “каратэ” (“пустая рука”).
18 Фурукава Гисабуро: Со своей стороны, мы хотели бы продвинуть каратэ в сердце нации. Мы хотели бы, чтобы каждая префектура создала организацию по продвижению каратэ, синкокай, чтобы обучать каратэ в младших классах средней школы. Таким образом, станет возможным распространять каратэ по всем префектурам. Затем мы можем обсудить пути развития дисциплины.
19 Накасоне Гэнва: Я понимаю мнение г-на Кёда. Мы должны решить вопрос с названием и то, кого еще мы должны спросить. Должны ли мы решать большинством голосов? Или люди, которые с энтузиазмом занимаются каратэ, должны решить? Чтобы помочь продвинуть искусство, газета спонсирует учеников, которые часто путешествуют по острову, чтобы читать лекции и устраивать демонстрации каратэ. Это повлияет на рост и направление развития каратэ по всей стране. Эти молодые люди признают термин «тоди» за его историческое значение. Тем не менее, они верят, что каратэ-до будет развиваться их же собственными усилиями. Я думаю, что эти молодые люди и их действия будут определять будущий рост и направление развития каратэ. Так что «Тоди» следует заменить на «каратэ» как можно скорее. Мы должны учитывать не только сохранение искусства, но и его развитие.
20 Кёда Дзюхацу: Ну, если все разделяют это мнение, то я считаю, что термин «каратэ» будет адекватно служить цели.
21 Гусукума Симпан: Преподавая в младших классах средней школы, я обнаружил, что ученики не были довольны термином «тоди», и впоследствии я вместо этого написал «кемпо». Тем не менее, я считаю, что поддержка термина «каратэ» (пустая рука) является правильной, поскольку она отсылает к боевым методам без оружия. Поэтому по этому вопросу у меня нет возражений.
22 Гоэку Чосё: Т.к. я связан с филиалом Бутокукай я тоже хотел бы кое-что сказать. Бутокукай признал каратэ боевым искусством в 1933 году. В то время г-н Мияги записал «каратэ» как «тоди». Поэтому, если название изменится на «каратэ», филиал Бутокукай его изменит и получит одобрение головного отделения. Другие филиалы примут это изменение. В любом случае, потребуется одобрение Бутокукай Хомбу.
23 Ота Чофу: В 1905 г. г-н Ханасиро был первым, кто использовал термин каратэ. Все, что популярно в сердце нации (Токио), принимается по всей стране. Например, «Ансинбира» (квартира Ансин) в Наха недавно была переименована в «Хабу-Зака» (склон Хабу). Кроме того, трехструнный инструмент, который раньше назывался «сямисэн», теперь называется «дзябисен». Имена, используемые в сердце нации, обязательно станут популярными, как и в этих примерах. Окинавцы, возможно, не слишком рады этому, но если мы остаемся единственными, кто использует термин «тоди», когда каратэ становится всеобщим боевым искусством Японии, то я боюсь, что люди в будущем даже не узнают о его окинавском происхождении. Поэтому я думаю, что термин каратэ уместен.
24 Накасонэ Гэнва: Мы выслушали людей, которые жили на Окинаве в течение длительного времени. Можем ли мы услышать комментарии г-на Сато Коичи, главы по вопросам образования, который недавно прибыл на Окинаву?
25 Сато Коичи: Я не особо разбираюсь в «каратэ», но «Тоди», похоже, не пользуется большой поддержкой среди экспертов. Я думаю, что следует использовать «каратэ».
26 Фурукава Гисабуро: Для людей из других префектур термин «каратэ» привлекателен и он добавит определенный ярлык боевых искусств. Более того, похоже, что «Тоди» потерял свою привлекательность.
27 Накасоне Гэнва: Можем ли мы также услышать мнение г-на Фукусима Кицума?
28 Фукусима Кицума: «Каратэ» кажется подходящим обозначением, особенно если учесть связь между именем и дисциплиной: искусство самообороны с использованием пустых рук.
29 Накасоне Гэнва: Есть история о шоумене, который был достаточно силен, чтобы тянуть машину. Чтобы привлечь к себе внимание, он сделал табличку с надписью «Кодзима-рю Тоди-дзюцу».
30 Ота Чофу: Я не думаю, что кто-то не любит термин «кара», однако есть те, кто возмущается термином «То» (Китай).
31 Мияги Тёдзюн: Когда я посетил Бува (предположительно, место в Китае), китайцы, казалось, были знакомы с термином «тоди».
32 Фукусима Кицума: В прошлом году Институт Физической Культуры изменило название «кю-дзюцу» на «кюдо» (стрельба из лука). Исходя из этого примера, переход с «тоди» на «каратэ» не должен быть сложным.
33 Кита Эйзо: До того, как я приехал на Окинаву, я тоже верил, что произношение «кара» (альтернативное произношение «то») означает пустое.
34 Ота Чофу: Первоначально люди на Окинаве использовали «Тоди».
35 Андо Сигэру: Я считаю, что китайский Сёриндзи Кэмпо (Шаолинь Цюаньфа) является первоначальным источником дзюдо и тоди. Отсюда понятно, почему использовался термин «тоди». Тем не менее, я согласен, что название теперь должно быть изменено на «каратэ» («пустая рука»).
36 Накасоне Гэнва: Неверно утверждать, что китайский Сёриндзи Кэмпо был источником дзюдо и каратэ. В романе мистера Миками Отокичи каратэ описывается как Тоди-дзюцу: боевое искусство, которое является частично иностранным. Это показывает, что каратэ обычно не так хорошо понимают.
37 Симабукуро Дземпачи: Термин «тэ» используется для описания каратэ с Окинавы, в то время как Тоди используется при обращении к методам самозащиты из Китая.
38 Накасоне Гэнва: Похоже, что мы уже достаточно подробно обсудили название «каратэ», поэтому в заключение я хотел бы узнать ваше мнение о наилучших способах продвижения каратэ.
К сожалению, в наши дни каратэ на Окинаве переживает спад. Поэтому, возможно, нам следует обсудить способы продвижения этого как с точки зрения физического воспитания, так и в качестве боевой традиции.
39 Фукусима Кицума: В последнее время было создано много секций каратэ, но, на мой взгляд, было бы лучше, если бы они все были объединены. Независимо от различий между стилями в Сюри и Наха, должна быть разработана единая японская учебная программа по каратэ-до ката. Раньше в кендо было 200 разных стилей, но они были объединены в современном японском кендо ката. Если каратэ можно было бы объединить, то оно бы также распространилось по всей стране.
Например, скажем, мы можем:
- разработать 10 видов японских ката;
- использовать японские имена для них;
- унифицировать методы ката и их содержание, чтобы соответствовать принципам атаки и подходящей защиты;
- принять стандартную униформу;
- изучить элемент конкуренции;
- планировать турниры по каратэ.
Если мы сможем сделать это, тогда форма и сущность каратэ будут унифицированы.
40 Мияги Тёдзюн: Я в принципе согласен с вами. Что касается каратэ ката, я уже представил свое объяснение Бутокукай, когда здесь открылось их отделение. Что касается стандартной униформы, мы часто обсуждали этот вопрос и хотели бы принять ее в ближайшее время. Унифицированные технические термины, я уверен, что придет время, когда они будут регулироваться. Я настаивал на этом вопросе, и, фактически, уже разработал несколько новых технических терминов и представил их.
Что касается ката, возможно, лучше разработать и внедрить национальное ката, однако классические ката должны остаться. Должны быть разработаны подходящие ката, как наступательные, так и оборонительные, для учащихся от начальной школы до университетского уровня. Синкокай должен нести ответственность за разработку и внедрение этих ката. Здесь есть Институт Физической Культуры и филиал Бутокукай, а также наши старшие практикующие (семпай) и другие, кто интересуется каратэ. Мы должны объединить наши ресурсы и совместно исследовать эти проблемы.
Если эксперты и соответствующие организации проведут тщательную проработку, то вскоре могут быть решены вопросы терминологии, униформы и связанных с ними проблем. Тем не менее, классические ката должны оставаться нетронутыми, иначе они будут забыты. Новое же ката всегда может быть разработано.
41 Накасонэ Гэнва: Иногда могут возникнуть проблемы с различными техническими терминами. Трудно представить лекцию без стандартизированных терминов, которые могут быть поняты повсеместно. Технику по движению можно понять только если при личном присутствии (в додзё). Однако из газет или других средств массовой информации будет труднее разобраться самостоятельно. Таким образом, создание стандартизированных названий техник также необходимо. Что касается соревнований, то Тэйдай (старое название Токийского университета, ныне называемого Тодай) и Университет Кансай в настоящее время изучают возможность использования защитных средств, которые могут стать более популярными в будущем.
Старые мастера сохранили классические ката, потому что они понимают важность, которую они представляют. Мастера каратэ активно изучают техники, однако я считаю, что они остаются слишком скрытными при обучении своих учеников. Поскольку в их преподавании отсутствует энтузиазм (отсутствует соревновательный момент), люди обычно теряют интерес. Я думаю, именно поэтому каратэ не так популярно, как могло бы быть.
Поэтому я хотел бы рекомендовать создать крупную организацию, такую как каратэ синкокай, в которой как эксперты, так и широкая общественность могли бы вместе развивать искусство. Поскольку без хорошей организации и постоянного диалога, как на сегодняшней встрече, будущие усилия отдельных мастеров-инструкторов будут ограничены. Поэтому я настоятельно рекомендую вам серьезно подумать о создании каратэ синко-кёкай с участием людей из разных слоев общества.
42 Ота Чофу: Мы определенно выступаем за поддержку этой рекомендации. Удивительно, что каратэ стало таким успешным в Токио. Мы намерены в полной мере поддерживать движение, и я надеюсь, что связь между обществами (Бутокукай и др.) даст положительный результат при создании организации. Сколько таких каратэ-сообществ существует сейчас на Окинаве?
43 Мияги Тёдзюн: Ну, есть филиал Бутокукай, Институт Физической Культуры префектуры, городской Институт Физической Культуры Сюри и т. д.
44 Ота Чофу: Мистер Чибана, сколько учеников в настоящее время в вашем додзё?
45 Чибана Чосин: Около 40.
46 Мияги Тёдзюн: Говорят, что в каратэ есть два отдельных направления: Сёрин-Рю и Сёрэй-Рю. Тем не менее, нет достаточных доказательств, чтобы поддержать или опровергнуть это мнение. Если бы я был вынужден провести разделение между этими направлениями, то я бы сказал, что их разделяют только методы обучения. Базовые техники (кихон) и приемы (кайсю) Сёрин-Рю не преподаются в чётко определённой форме. В то время как в Сёрэй-Рю Кайси и Кихон преподаются в соответствии с четко установленным методом. Мой учитель учил нас по методу Сёрэй-Рю.
47 Ота Чофу: Мы слышали, что (местные) мастера не учились в Китае.
48 Мияги Тёдзюн: Я слышал, что (Буси) Мацумура учился в Китае.
49 Чибана Чосин: Наш учитель преподавал нам Найфанчин как кихон Ката.
50 Ота Чофу: Мистер Мотобу, у кого вы учились?
51 Мотобу Чоки: Итосу, Сакума, Мацумора из Томари и другие.
52 Ота Чофу: Мистер Мотобу, вы не создали свой собственный стиль каратэ?
53 Мотобу Чоки: (смеется) Нет, не создал.
54 Накасонэ Гэнва: Все согласны с созданием каратэ синкокай? Поскольку г-н Фурукава описал необходимость создания каратэ синко-кёкай, мы должны прийти к согласию и по каждому вопросу, касательно этого вопроса. Комитет должен начать подготовку к этому проекту. (Все участники одобрительно кивают).
55 Ота Чофу: А что за организация Институт Физической Культуры?
56 Фурукава Гисабуро: Это полугосударственная корпорация, которую субсидирует префектура . В нее входят все виды будо и спорта.
57 Ота Чофу: Вы полагаете, что Институт Физической Культуры должен стать ядром каратэ синко-кёкай?
58 Мияги Тёдзюн: Кроме Института Физической Культуры, есть также филиал Бутокукай. В обе организации входят отделения каратэ. Хотя предлагаемый синко-кёкай будет связан как с Бутокукай, так и с Институтом Физической Культуры, он также будет самостоятельной организацией каратэ, как и другие организации будо.
59 Сато Коичи: Унифицированный — лучше, чем независимый.
60 Ота Чофу: Будет ли каратэ синко-кёкай представлять собой организацию, представляющую только каратэ?
61 Мияги Тёдзюн: Да. В Дзюкендо (штыковая дисциплина) есть отдельная организация, называемая Юданся-кай (Ассоциация держателей дана), которая поддерживает отделы дзюдо и кендо Института Физической Культуры и филиала Бутокукай. Аналогично этому, синко-кёкай будет поддерживать отделения каратэ как Института Физической Культуры, так и филиала Бутокукай.
62 Гоэку Чосё: Требования к оценке дан по каратэ также должны быть унифицированы. Это поможет улучшить рост и развитие каратэ.
63 Накасонэ Гэнва: Это будет возможно, как только будет создан синко-кёкай, и группы каратэ за пределами префектуры объединятся.
64 Ямагучи Дзенсоку: Как спонсор, на этом я хотел бы завершить встречу. У нас была очень продуктивная встреча, результаты которой, несомненно, повлияют на будущий рост и развитие каратэ. Для жителей Окинавы действительно большая честь, что наше родное каратэ стало настолько популярным в сердце нации. Однако, к сожалению, здесь на Окинаве эта популярность не так высока.
Поэтому мы должны предпринять шаги, чтобы справиться с ситуацией, чтобы решить проблему, связанную с названием каратэ, его техническими терминами, унифицированными ката и созданием каратэ синко-кёкай. Поскольку дети проявляют особый интерес к этой дисциплине, я считаю, что достижению наших целей хорошо поспособствует введение каратэ на уровне начальной школы.
Поэтому я попрошу Бюро по вопросам образования изучить преподавание каратэ как в начальной, так и в средней школе. Если это предложение будет принято, то я верю, что наши чаяния будут реализованы.
Встреча завершена.
Заметки:
1 Мастер окинавского каратэ Тояма Канкен основал Токийский Сюдокан в 1930 году. Сэнсэй Тояма учился у таких легендарных мастеров, как Итосу Анко, Хигаонна Канрё, Осиро Чодзё и Чибана Чосин.
2 Термин «каратэ» можно записать двумя китайскими иероглифами (по-японски называемыми «кандзи»): первый означает Китай, или, точнее, китайскую династию Тан (618–907), а позднее стал представлять сам Китай; второй иероглиф означает «рука». Первый — может произноситься как «То» или «Кара», а вторая идеограмма может произноситься как «Тэ» или «Ди».
3 Япония 1936 года была на пике милитаризма, национализм был широко распространен, и разногласия с Китаем в конечном итоге привели к началу войны в июле 1937 года.
4 Хирагана — это одна из двух японских звуковых слоговых азбук, которыми можно записать звучание китайских иероглифов, при этом не передается внутреннее значение (образ) иероглифа. Другими словами, взглянув на иероглиф, можно сразу же распознать его значение, а прочитав хирагану, человек не сможет понять ее первоначальное значение.
5 Таким образом, связь каратэ с Китаем становится неясной.
6 Суффикс «до», например «кендо», «дзюдо» и «будо», означает «путь», «путь» или «дорога» и может даже означать «провинция». Тот же самый символ также произносится как «дао» на мандаринском языке и наиболее заметно используется для даосской философии Лао Цзы, известного автора «Дао де Цзин». В философском контексте, принятом в традициях самообороны, «до» означает образ жизни, путь, по которому нужно идти, чтобы улучшить себя.
7 Кунгфу (букв. Способность) — это общий китайский-мандаринский термин, обозначающий различные традиции самообороны, которые возникли в буддийском храме Шаолинь (т. е. в стилях дракона, леопарда, тигра, журавля и змеи) или в даосских храмах Удан. (т. е. тайцзицюань, багуа и синъи); обычно это означает «выполненная работа». В настоящее время используются два более конкретных термина на мандаринском, с политическим подтекстом: ушу, «военное искусство» — это общепринятый термин в Китайской Народной Республике; термин гуошу (куо шу в романизации Уэйд-Джайлс) «национальное искусство» используется Тайвань. Третий общий термин, Цюаньфа «путь кулака», произносится по-японски как «Кемпо». В целом, термин ушу относится к модернизированным, очень акробатическим стилям кунгфу, тогда как конкретно термины кунгфу, цюаньфа и куошу относятся к более традиционным формам самообороны. Все китайско-мандаринские термины представлены в системе романизации пиньинь, используемой в КНР.
8 Мияги ссылается на то, как основные элементы японского фехтования (кендзюцу) и борьбы (дзюдзюцу) были объединены для создания кендо и дзюдо, соответственно. Принципы нескольких основанных на китайском языке дисциплин самообороны (культивируемых в период старого королевства Рюкю) также были в конечном итоге кодифицированы в попытке сформировать традицию коренных народов.
Приложение. Перевод протоколов встречи Sanzinsoo.
(с) Перевод с японского: Sanzinsoo 09.02.2008.
(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 24.01.2017. Переведено с разрешения Ямада Кётака (Sanzinsoo).
Примечание: Это часть отчетов о заседаниях. Описываемое событие состоялось в 1936 году. Издавалось, в качестве приложения в книге «Каратэ-До Дай Хокан», написанной Тояма Канкен. Страницы 377-392 (Цуру Сёбо, 1960).
Дата и время: 25 октября 1936 в 16:00
Место: Холл Сёва Кайкан, город Наха, префектура Окинава.
Организаторы: газетная компания Рюкю Симпо
Присутствовали:
(1) Мастера Каратэ:
- Чомо Ханасиро,
- Кян Чотоку,
- Мотобу Чоки,
- Мияги Тёдзюн,
- Кёда Дзюхацу,
- Чибана Чосин,
- Гусукума Симпан,
- Ороку Чотэй, Chotei Ороку
- Накасонэ Гэнва, исследователь Каратэ, аффил. с Сюдокан Тояма Канкен.
(2) Гости:
- Сато Кочи, менеджер департамента образования,
- Симабукуро Дзэмпацу, директора библиотеки префектуры Окинава,
Фукусима Кицума, адъютант полковой штаб-квартиры,
Кита Эйзо, шеф полиции префектуры Окинава, - Гоэку Чосё, шеф безопасности префектуры Окинава,
Фурукава Гисабуро, руководитель отдела физической культуры Окинавы,
Андо Сэй, писатель, - Ота Чошики, президент газетной компании Рюкю Симпо,
Матаёси Кова, главный редактор Рюкю Симпо,
Ямагучи Дзенсоку, директор газетной компании Рюкю Симпо,
Тамасиро, репортер Рюкю Симпо.
3 Накасонэ:
Когда Каратэ впервые было представлено в Токио, столице Японии, «Каратэ» записывалось при помощи кандзи (китайских иероглифов), как «Китайская Рука». Это звучало экзотично, но постепенно принималось людьми в Токио. Тем не менее, некоторые считали, что это кандзи «Китайская Рука» не подходят для школ. Чтобы избежать использования этих иероглифов, некоторые Каратэ Додзё записывали «Каратэ» хираганой (японской слоговой азбукой) вместо Кандзи , но это пример временного использования слова. В Токио, большинство Каратэ Додзё использовали кандзи «Путь Пустой Руки» для Каратэ-До, хотя некоторые Додзё все еще использовали кандзи «Китайская Рука». Я думаю, что с точки зрения развития японских боевых искусств, кандзи для «Каратэ» должны быть «Пустая Рука» вместо «Китайская Рука» и «Каратэ-До» должно быть стандартным названием. А как вы полагаете?
4 Чомо Ханасиро:
В старые времена, мы, Окинавские люди, называли его «Тоди» или «Тодэ», а не «Каратэ»*. Мы также называли его просто «Тии» или «Tэ», что означало кулачный бой.
(* Примечание переводчика: Прочесть кандзи «Китайская Рука» можно как Тоди или Тодэ на окинавском диалекте или как Каратэ, а кандзи “пустая рука”, только Каратэ)
5 Ота:
Мы тоже говорили “Тооди” или “Тодэ”.
6 Симабукуро:
Г-н Накасонэ, я слышу в настоящее время люди говорят «Каратэ-До» для Каратэ. Означает ли это, что люди добавили слово «До» ( буквально означает Путь) к названию «Каратэ» , чтобы подчеркнуть важность духовной подготовки, как в Дзюдо и Кэндо?
7 Накасонэ:
Они используют слово «Каратэ-До» в значении тренировки духа, разума.
8 Ота:
Г-н Мияги, а вы используете выражение “Китайская Рука” для Каратэ?
9 Мияги Тёдзюн:
Да, я использую кандзи «Китайская Рука», как это делают большинство людей. Это не имеет большого значения. Те, кто хочет учиться Каратэ у меня — приходят ко мне домой и говорят: «Пожалуйста, научите меня Тии или Тэ». Так что я думаю, что люди привыкли говорить «Тии» или «Tэ» для обозначения Каратэ. Я думаю, что «Каратэ-До» звучит хорошо. Как сказал г-н Симабукуро, название «Дзюдзюцу» было изменено на «Дзюдо» [8]. В Китае, в старые времена, люди говорили Хакуда или Байда для китайского Кунгфу, кэмпо или цюаньфа. Как и в этих примерах, названия меняется со временем. Я думаю, что название «Каратэ-До» лучше, чем просто «Каратэ». Тем не менее, я придержу решение по этому вопросу, так как думаю, что мы должны услышать мнения других. У нас был спор по этому вопросу на заседании окинавского филиала Дай Ниппон Бутокукай и мы отложили эту спорную проблему. В то же время, мы, члены окинавского отделения, используем для написания «Каратэ-До» кандзи «Путь Китайской Руки”. Синкокай (центр продвижения Каратэ) будет сформирован в ближайшее время, поэтому мы хотели бы иметь хорошее название.
10 Ороку:
Г-н Мияги, вы проделали такой путь в Китай для изучения Каратэ?
11 Мияги Тёдзюн:
В начале у меня не было в планах изучать Кунгфу в Китае, но я нахожу Кунгфу отличным искусством, поэтому я изучал его.
12 Ороку:
Было ли сыздавна наше собственное «Tэ» здесь, в нашей префектуре Окинава?
13 Мияги Тёдзюн:
На Окинаве было “Тэ”. Оно было улучшено и развито, как дзюдо, кэндо и бокс.
14 Кёда Дзюхацу:
Я согласен с мнением г-на Накасоне. Но, я против принятия официального решения прямо сейчас на этой встрече. Большинство Окинавцев до сих пор используют «Китайская Рука» для Каратэ, поэтому мы должны выслушать практикующих и исследователей Каратэ на Окинаве, а и тщательно все обдумать в нашей исследовательской группе, прежде чем принять решение.
15 Мияги Тёдзюн:
Мы не принимаем решение немедленно на этом заседании.
16 Матаёси:
Пожалуйста, высказывайте ваши мнения.
17 Ханасиро Чомо:
В моих старых записях, я нашел кандзи «Пустая Рука» для Каратэ. С августа 1905 года я использовал эти иероглифы для записи, как «Каратэ Кумитэ.»
22 Гоэку:
Я хотел бы сделать замечание, так как у меня есть отношение к окинавскому филиалуу Дай Ниппон Бутокукай. Каратэ было признано в качестве боевого искусства окинавским филиалом Дай Нипон Бутокукай в 1933 году. В то время мастер Мияги Тёдзюн записал Каратэ как «Китайская Рука». Мы должны изменить его запись с «Китайская Рука» на «Пустая Рука» в нашем филиале, если мы примем кандзи «Пустая Рука». Мы хотели бы немедленно одобрить это изменение и следовать процедуре, так как нам нужно еще получить одобрение штаб-квартиры Дай Ниппон Бутокукай.
23 Ота:
Г-н Ханасиро Чомо является первым человеком, который использовал кандзи «Пустая Рука» для Каратэ в 1905 г. Если что-то становится популярным в Токио, оно автоматически становится популярным и распространенным в любой другой части Японии. Может быть окинавцы и не хотели бы изменять кандзи для Каратэ. Но тогда мы выпадем из общей канвы, если слово «Китайская Рука» будет рассматриваться как что-то местное, в то время как слово «Пустая рука» — как общее название для Каратэ — японского боевого искусства. Поэтому нам лучше использовать слово «Пустая Рука».
24 Накасонэ:
До сих пор выступали, окинавские старожилы. Теперь я хотел бы получить комментарий от г-на Сато, директора управления по делам школы. Он недавно приехал на Окинаву.
25 Сато:
У меня почти нет знаний о Каратэ, но я думаю, что слово «Пустая Рука» лучше, чем слово «Китайская Рука», если принимать во внимание мнения исследователей.
26 Фурукава:
Кандзи «Пустая Рука» является привлекательным для нас, кто приехал из-за пределов Окинавы, и мы рассматриваем его как агрессивное боевое искусство. Я был несколько разочарован, когда я увидел запись кандзи «Китайская Рука» для Каратэ.
27 Накасонэ:
На этот раз я хотел бы услышать комментарий от г-на Фукусима, Адъютанта штаба полка.
28 Фукусима:
Кандзи «Пустая Рука» для Каратэ подходит. Кандзи «Китайская Рука” для Каратэ трудно понять, для тех, кто не знает Каратэ.
30 Ота:
Нет таких, кому не нравится «Пустая Рука» для Каратэ, но есть такие, которым не нравится «Китайская Рука».
31 Мияги Тёдзюн:
Ну, когда я посещал Гавайи, местные китайцы, казалось, питали дружественное чувство к слову «Китайская Рука» для Каратэ.
37 Симабукуро:
Здесь на Окинаве, мы привыкли говорить «Тии» или «Tэ» для местного искусства. Мы говорили «Тоодии» или «Тодэ», чтобы отличить то Каратэ, которое было заимствовано из Китая.
38 Накасонэ:
Я думаю, что мы уже почти определились с названием для Каратэ. Теперь давайте поговорим о продвижении Каратэ. Вызывает сожаление, что Каратэ не популярно на Окинаве в настоящее время. Нам нужно найти решение для продвижения Каратэ в области физического воспитания и преподавания боевых искусств.
39 Фурукава [возможно, Фукусима]:
Сейчас много школ и стилей Каратэ. Я думаю, что мы должны унифицировать их любой ценой. Я слышал, что есть небольшие различия между стилем Каратэ Сюри и стилем Наха. Я думаю, что оба стиля должны быть унифицированы, и мы должны сделать Ката японского Каратэ-До. В прежние времена, у нас было около 200 стилей Кэндо (фехтование), но теперь они были объединены и мы имеем стандартные Ката японского Кэндо. Я думаю, что Каратэ стало бы популярным по всей стране, если бы мы имели единую систему Ката. Например, мы можем утвердить десять Ката японского Каратэ. Название каждого Ката должно быть изменено на японский язык, например, как Дзюнан-но-Ката (мягкое Ката), Когэки-но-Ката (наступательное Ката) и так далее. Таким образом, мы можем поставить в соответствие названию Ката его содержание. И я также думаю, что мы должны сделать Каратэ соревновательным видом спорта, поэтому мы должны подумать, как проводить турнир по Каратэ. Мы хотели бы сделать униформу для Каратэ и стандартизацию программы и Ката.
40 Мияги Тёдзюн:
Я согласен с Вашим мнением. Что касается Ката, я когда-то представлял объяснение в штаб-квартиру Дай Ниппон Бутокукай, когда был создан его филиал на Окинаве. Что касается одежды Каратэ, мы также хотели бы сделать униформу в ближайшее время, так как мы часто сталкиваемся с этой проблемой. Что касается терминологии Каратэ, я думаю, что мы должны контролировать это в будущем. Я также выступаю за это, я делал новые технические слова и продвигал их. Что касается Ката, я думаю, что традиционные Ката должны быть сохранены как старые или классические формы. А для общенационального продвижения Каратэ, думаю, нам лучше создать новые Ката. Мы будем создавать наступательные и оборонительные Ката, которые подойдут для учащихся начальных школ, средних школ и университетов. В основном, мы, члены Синкокай (ассоциация продвижения Каратэ), сделает новые Ката и будет их продвигать по всей Японии. В настоящее время существует Ассоциация физического образования и окинавский филиал Бутокукай. У нас также есть продвинутые ученики Каратэ и те, кто заинтересован в Каратэ. Поэтому мы сотрудничаем с ними, чтобы изучать и продвигать Каратэ. Если такие организации и исследователи будут тщательно изучать Каратэ, мы можем принять решение о названии и униформе в относительно короткие сроки. Я думаю, что старые Ката должны быть сохранены без каких-либо изменений и должны быть изобретены новые Ката, в противном случае я убежден, что никто в мире более не будет заинтересован в Каратэ.
42 Ота:
Сколько организаций Каратэ есть на Окинаве в настоящее время?
43 Мияги Тёдзюн:
Есть окинавское отделение Дай Ниппон Бутокукай, Ассоциация Физической культуры Окинавы и Ассоциация физического воспитания города Сюри.
44 Ота:
Г-н Чибана, сколько студентов у вас сейчас в вашем Додзё?
45 Чибана Чосин:
У меня около 40 студентов в моем Каратэ Додзё.
46 Мияги Тёдзюн:
Существует мнение, утверждающее, что есть две школы или стиля Каратэ, а именно, Сёрин-рю и Сёрей-рю. Я думаю, что такое мнение ошибочно или ложное, так как нет никаких доказательств. Тем не менее, если у есть два стиля Каратэ, то мы можем классифицировать их по методам обучения. В одном стиле, они даже не различают фундаментальные Ката (Санчин, Тэнсё и Найфанчи) и Кайсю Ката (все кроме Санчин, Тэнсё и Найфанчи). Они учат Каратэ бессистемно и не методично. В другом стиле четко различают фундаментальные и Кайсю Ката, они учат Каратэ систематически и методично. Мой учитель (Хигаонна Канрё) учил меня Каратэ по-второму.
47 Ота:
Мастера Каратэ, которых мы знаем, не ездили в Китай, чтобы изучать Каратэ.
48 Мияги Тёдзюн:
Я слышал, что мастер Мацумура ездил в Китай и практиковал там Каратэ (Тодэ).
49 Чибана Чосин:
Наш учитель учит нас Найфанчи как фундаментальное Ката.
50 Ота:
Г-н Мотобу, кто научил вас Каратэ?
51 Мотобу Чоки:
Я изучал Каратэ у мастера Итосу, Мастера Сакума и мастера Мацумора из деревни Томари.
52 Ота:
Я думал, что вы создали свое собственное Каратэ самостоятельно, не учась у мастеров Каратэ.
53 Мотобу Чоки:
(смеется) Нет, я не создавал мое собственное Каратэ.
54 Накасонэ:
Теперь мы знаем, все мастера Каратэ согласились с планом по созданию ассоциации продвижения Каратэ. Со слов г-на Фурукава о необходимости основания такой ассоциации, мы делаем вывод, что другие люди также, кажется, согласны с этим планом. Тогда, мы хотели бы, чтобы все члены, начали подготовку к ее созданию.