Санчин. Ключевое ката Наха-Тэ.

(с) Автор: Гэрри Кук

(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 11.03.2018.

Перевод статьи, опубликованной в журнале Dragon Times vol.13

all sanchinbw

Окинавское каратэ можно разделить на два основных типа: Сюри-Тэ (Сёрин-Рю) и Наха-тэ (Годзю-Рю и Уэчи-Рю). Из форм, изучаемых в системах Наха-Тэ, без всяких сомнений, Санчин (Три Битвы) считается самым важным. Учителя обоих стилей, постоянно подчеркивают, говоря словами Уэчи Камбуна, «Все есть в Санчине».

Историческое прошлое.

Китай.

Оба стиля Наха-Тэ имеют свои корни в китайском кемпо, особенно в системах, которые можно найти в провинциях Фуцзянь и Квантун. Ряд стилей Фуцзянь используют ту или иную форму Санчина, самыми известными из которых являются “Кулак Пяти Предков” (У Цзу Цюань), “Кулак Белого Журавля” (Бай Хэ Цюань) и “Кулак Тигра (Ху Цюань).

У Цзу Цюань был создан мастером Цай Ю Мин. Он родился в небольшой деревне недалеко от города Цюаньчжоу в провинции Фуцзянь в середине девятнадцатого века (1853 в 1860 году источники расходятся), в богатой семье, занимающейся изготовлением соусов. Хотя ему приходилось работать в семейном бизнесе, у него было достаточно богатства и времени, чтобы посвятить себя изучению боевых искусств. Его первым учителем был Хэ Янг из провинции Хэнань. После смерти Хэ Янга, Цай Ю Мин провел десять лет, изучая широкий спектр различных стилей, а также получая некоторые знания в традиционной китайской медицине. Он объединил элементы пяти стилей (отсюда и название “Пять Предков”), чтобы создать свой собственный метод. От своего учителя Хэ Янга он узнал систему Кулака Шаолинь, вероятно, Лохан Цюань, и к этому он добавил элементы из Тай Цзы Цюань (Кулак Великого Предка), Бай Хэ Цюань (Кулак Белого Журавля). Та Мо Цюань (Кулак Бодхидхармы) и Тай Шэн Цюань (Кулак Обезьяны). Он также добавил к своему искусству различные виды оружия, включая Бо (шест) и Саи (трезубец). Вероятно, версия Санчина, практикуемая в У Цзу Цюань, была взята из Фуцзяньского Белого Журавля

Цай Ю Мин открыл школу в своей деревне, чтобы учить своему искусству. Школа была известна как «Чжен И Тан» (Зал Добродетели и Праведности). Над дверью была вывеска, приглашающая учеников войти для «Изучения метода Санжан» или «Три Битвы» (более известно японским чтением «Санчин»).

Лучшие ученики Цай Ю Мина стали известны как «Десять тигров У Цзу Цюань». Они распространили свое искусство на другие районы Фуцзяни в на китайские общины на Филиппинах и в Сингапуре.

Другие версии Санчин практикуются в Кулаке Белого Журавля и Кулаке Тигра. В Фуцзяни в 1985 году была опубликована книга по Кулаку Формы Тигра (Хусин Цюань), эта книга особенно интересна, так как во введении представлены фотографии Чжоу Цзыхэ (Сю Сива) и Уэчи Камбуна, основателя стиля окинавского каратэ, Уэчи-Рю. Чжоу Цзыхэ (1874-1926) был известным мастером боевых искусств, который жил в Фуцзяни. Он был учеником Ли Чжао Бэй из Фуцзяни и Ко Хси Ти из Шантунга, и со временем прославился мощью его железной ладони и другими приемами. В 1897 году Уэчи Камбун стал его учеником. Уэчи Канбун говорил своему сыну Канею:

“В Китае, все что я делал в течение трех лет, было Санчин. Очень немногие студенты выдержали это испытание терпения. Когда я впервые начал тренироваться, все, что я делал, это чистил тренировочный пол и около туалета, а иногда и пытался изучить некоторые из движений, наблюдая за моими старшими товарищами. Через некоторое время, когда  ученики видели, что я сам тренирую некоторые движения, они стали помогать мне немного, но мастер не оказывал мне никакой помощи. Наконец, после того, как я был полностью обескуражен и смирился с тем фактом, что я никогда не изучу кемпо, мастер сказал мне, чтобы я подошел.”

В книге про Кулак Тигра, мне кажется разумным предположить, что Санчин ката, изображенное на рисунках, напоминает версию, которую первоначально преподавал Чжоу Цзыхэ Уэчи сэнсэю, хотя мы не можем быть уверены, как ката изменилось в самом Китае, на протяжении многих лет.

Хигаонна Канрё (1853-1916) отправился в Китай в 1874 году, чтобы изучить китайские боевые искусства. Через некоторое время он стал учеником Рю Рю Ко, мастера южного стиля китайского кемпо.

Рю Рю Ко также жил в провинции Фуцзянь, и, хотя доказательств нет, он, вероятно, преподавал Фуцзяньский Кулак Белого Журавля.

Миядзато сенсей отождествляет его с китайским мастером Лю Лян Син, но мой сэнсэй Годзю-Рю, Морио Хигаонна, сказал мне, что до сих пор никто не мог определить, кто такой Рю Рю Ко. Известно, однако, что он преподавал Санчин ката какого-то рода Канрё Хигаонне, который, в свою очередь, передал его своему ученику Мияги Тёдзюну, создателю Годзю-Рю.

Окинава.

К началу девятнадцатого века Хигаонна Канрё вернулся на Окинаву и начал преподавать. В 1902 году или около того он принял Мияги Тёдзюна, в возрасте четырнадцати лет, в качестве ученика и начал учить его Наха-Тэ. Сэнсэй Морио Хигаонна в своей книге описывает тренировку так:

“Хигаонна Канрё Сэнсэй преподавал своим ученикам только Унсоку-Хо (основные техники движения ног) снова и снова в течение первых шести месяцев. После тренировки в Унсоку-Хо Хигаонна Сэнсэй заставлял своих учеников практиковать только упражнения Санчин Ката с контролем дыхания и напряжения мышц — в течение трех-четырех лет. Обучение у Хигаонна Сэнсэя было настолько суровым, что у учеников шла кровь из плеч, в глазах темнело и ноги подкашивались. После обучения у некоторых учеников даже была кровь в моче. Студентам не разрешалось начинать заниматься другим ката, пока они не освоили правильные движения, правильное дыхание и не проявили высокой степени выносливости”.

В такой суровой форме обучения ката Санчин используется как способ развития силы, чтобы защитить тело. Один писатель, приверженец Кулака Пяти Предков дает следующий совет:

«Сам Чиен (т.е. Санчин) — форма Трех Битв — является как базовой, так и продвинутой. Тренировка начинается и заканчивается формой Сам Чиен. Она служит основой для тренировки “железного тела”, предназначенной для укрепления и защиты тела от мощных атак».

Около 1920-го года окинавские каратисты практиковали различные версии Санчина. Известно, что помимо методов, практикуемых Уэчи Канбуном и Мияги Тёдзюном, на Окинаве жил и работал мастер У Цзу Цюань, Тан Дай Цзин (То Дайки в японском произношении). Он со своим братом занимался торговлей чаем с Китаем и руководил магазином Кова Сатэн в Хигасимачи. Хотя у меня нет информации о его учениках, кажется, он преподал версию Санчина. Еще один китайский торговец чаем по имени У Сянь Гуй (1886-1940 г.г., Го Кенки в японском произношении) также жил на Окинаве и преподавал Кулак Белого Журавля ряду окинавцев, включая Мацуда Томасабуро и Аниа Сейшо.

Го Кенки — важная теневая фигура в недавней истории окинавского каратэ, он был членом додзё Чжоу Цзыхэ и был известен как хороший друг Уэчи Канбуна и близкий соратник  Мияги Тёдзюна. Согласно исторической главе книги “Окинава Каратэ До” под редакцией Уэчи Канея:

“Мияги Тёдзюна и Го Кенки связывала некая телепатия, которую могут ощущать только мастера боевых искусств, они понимали и уважали друг друга. Мияги Тёдзюн дважды ездил в Китай, чтобы изучать китайское кэмпо. В первый раз он отправился в Фучжоу в 1915 году, а во второй раз в Шанхай в 1926 году, Го Кенки тогда ездил с ним”.

В 1925 году была сформирована группа исследования каратэ, которая включала Осиро, Чибана, Ханасиро, Кёда, Го Кенки, Мияги, Мотобу Чою, Мабуни и их старших учеников. Оглядываясь назад, кажется вероятным, что Го Кенки был основным источником китайских техник и методов для этих инструкторов. Например, вероятно, что Мабуни узнал ката Нипайпо из этого источника, оно, безусловно, было из Кулака Белого Журавля и его можно видеть в современной работе, посвященной Кулаку Белого Журавля, опубликованной в Китае в 1982 году

В тренировках Наха-Тэ упор делался на Санчин. Очевидец писал:

“В юности, в 1928 году, я стал учеником великого мастера каратэ [Сюри-Тэ] Кьяна Чотоку. Мне тогда было девять лет, и я считал большой честью тренироваться в додзё Кьяна в Хишагава.

Однажды к моему удивлению, я узнал, что мой друг Ямакава Ивасуке занимался каратэ у Мияги Тёдзюна. Это был день, который я всегда буду помнить. Ямакава взял меня с собой, чтобы показать, как он тренируется в додзё Мияги. Это был первый раз, когда я увидел Наха-Тэ Все было совсем не так, как в Сюри-Тэ. Я смотрел, как студенты практикуют Санчин Ката. Для меня это выглядело диким и свирепым”.

На Окинаве оригинальные китайские версии Санчин были изменены. Разумеется, ни одна из нынешних окинавских и японских версий Санчин не похожа полностью на старые китайские формы, хотя существует некоторое сходство. Конечно, мы не можем знать, насколько изменились сами китайские версии с годами.

Морио Хигаонна говорит нам, что Мияги Тёдзюн изменил версию Санчина Хигаонна Канрё, чтобы двигаться как назад, так и вперед.

В Санчине Годзю-Рю дыхание, кажется, было подчеркнуто больше, чем в китайских версиях. Санчин Уэчи-Рю, в свою очередь, использует естественное дыхание.

Уэчи Каней Сенсей заявляет:

“Лучше не беспокоиться о дыхании, так как естественный путь — лучший и правильный путь. Сначала, когда ученик только учится, его мышцы расслаблены, и вопрос о дыхании никогда не возникает. Когда он входит в ту стадию обучения, где он фокусирует внимание на напряжении мышц, если он не беспокоится о своем дыхании, вся его энергия, как физическая, так и умственная, сосредоточена на напряжении, скорости и силе движений. Учитель иногда проверяет бока и живот, когда находится перед учеником или позади. Из-за напряженности, необходимой для ката, мышцы ученика не позволят ему глубоко вдохнуть и это вынуждает дышать, в основном вверх и вниз [диафрагмой], а не внутрь и наружу [реберными мышцами], Дыхание получается внешне незаметным. Естественно также задерживать дыхание в периоды напряжения, а затем резко коротко выдыхать”.

Япония.

В 1920-х и 30-х годах системы окинавского каратэ были представлены на материковой Японии, где они быстро впитывали концепции и приемы классических японских боевых искусств. Окинавские ката стали модифицироваться в свете японских военных теорий и эстетики. Санчин не сильно изменился по структуре или исполнению, но его значение в какой-то степени уменьшилось, вероятно, из-за появления методов спарринга, которые также имели тенденцию оказывать укрепляющее воздействие на организм. Существует также тот факт, что на Окинаве обучение каратэ не проводилось в больших группах, за исключением, возможно, обучения детей. На Окинаве принято, что у учителя с полдюжины учеников и это хорошо для обучения таких ката, как Санчин, который требует большого внимания со стороны учителя, но японская форма группового обучения означала, что шанс на индивидуальное внимание практически исчез. Вся манера обучения изменилась в Японии, стала более милитаристичной и регламентированной. Однако различные формы Санчина были взяты в японские методы каратэ и стали регулярной частью обучения.

Такие мастера, как Мабуни Кенва  (Сито Рю), Ямагути Гоген (Годзю Кай) и Ояма Масутацу (Кёкусинкай), преподавали Санчин в своих стилях.

На Окинаве каратэ никогда не ассоциировалось с дзеном или с какой-либо формой буддизма, а сами окинавцы в целом были конфуцианцами или поклонниками природы в каком-то смысле.

Джордж Керр утверждает:

“Окинавцы проявляли лишь незначительный интерес к религиозным формам и практически не имели религиозных и философских убеждений … Буддизм не расцвел … было постепенное снижение общественного интереса, а ограничительные меры, наложенные на буддистское духовенство после 1611 года, постепенно уменьшало их престиж до тех пор, пока, наконец, священники не увидели что-то похожее на презрение”.

 

Японские боевые искусства всегда были под влиянием дзенских понятий, основанных на трудах Такуана, и методов, разработанных воином Дзеном Камакура. Поскольку Фунакоси и другие пытались связать развитие каратэ с великим дзен-мудрецом Бодхидхарма, традиционным основателем дзен в Китае, многие японские учителя каратэ начали применять дзен-концепции фехтования и в каратэ. Постепенно Санчин стал инструментом для достижения дзэнского состояния ума.

Возникла ложная теория о том, что Санчин был на самом деле современной версией учений Бодхидхармы, сохранившихся в Ицзиньцзин (“Канон изменения в мышцах”) и известной как Дзюхачи Ракан Сё, т.е. «Восемнадцать рук Лохана». Это мнение неверно по двум причинам:

  1. В Китае не было группы из восемнадцати лоханов до династии Сун (960-1279). Поэт и живописец Куан Сю был первым, кто представил группу из восемнадцати лоханов, отличную от предыдущих шестнадцати. Это произошло через четыре столетия после смерти Бодхидхармы.
  2. Ицзиньцзин, как известно, является продуктом династии Цинь. Вероятно, это было написано последователем йоги или физических упражнений даосского типа и приписывалось Бодхидхарме для престижа. Различные версии, найденные сегодня, не имеют ничего общего с любым типом Санчина, который я когда-либо видел. Я знаю, что есть несколько западных мастеров каратэ, которые пропагандируют эту историю и ссылаясь на скрытые или секретные манускрипты, методы и учителей. Все это чепуха! Такие люди просто пытаются обмануть доверчивых, преследуя корыстные цели или по иным причинам.

 

В Японии практика Санчин ката распространилась на системы, которые изначально ее не использовали. Различные производные от Сёрин-Рю школы включили его в свои системы, или, по крайней мере, некоторые учителя преподавали его, хотя это, и не было формально частью их стиля. Например, Мочидзуки Хиро опубликовал книгу на французском языке в 1972 году под названием «Le Karate-Do: Katas de Base et Superieurs Wado Ryu» (Базовые и продвинутые ката Вадо-Рю). Помимо обычных ката Вадо-Рю, он включил Санчин.

Есть ряд сенсеев в Шотокан-Рю, которые учат Санчин, хотя он никогда официально не был ни частью программы Вадо Рю, ни частью Шотокан-Рю.

Пожалуй, самым известным японским представителем ката Санчин является Ямагучи Гоген, основатель Годзю-Кай Карате-До. Он всегда подчеркивал важность ката Санчин. Его учения эхом отразились в школах Кёкусинкай Ояма Масутацу и Сэйдо Каратэ-До Накамура Тадаси.

В своей книге «Каратэ: Годзю-Рю от кота» Сэнсэй Ямагучи рассказывает о своих тренировках на горе Курама:

“Как только у меня появлялось время, я отправлялся на гору Курама, чтобы тренироваться под водопадом и сидеть на камнях в медитации в долгую ночь. Я считал это необходимым, поэтому очень много тренировался. Так я сдружился с группой синтоистов, которые тренировались поблизости схожим образом. Они думали, что я интересный ученик, и были очень добры ко мне. Они научили меня ходить по лесу и жевать сосновые иглы, пока я постился. Горький сок сосновой иглы полезен для тела. Они были удивлены, когда я смог оставаться под водопадом намного дольше, чем они. Я обнаружил, что могу тренироваться сильнее, чем они, потому что у меня было более молодое и более сильное тело. Входя под водопад я был готов принять падающую воду в стойке Санчин. Если бы в то время меня беспокоили мирские мысли, сила моих конечностей могла быть нарушена, и меня бы смыло вниз под весом падающей воды. Открыв глаза, я выполнял форму Санчин с жестким дыханием (ё-но-ибуки) и не слышал  звука падающей воды, я мог принять давление воды всем телом. Таким образом, я смог создать форму “Фудо-но-Санчин”. Путем объединения ума и тела можно найти необычную силу в идеальной форме Санчин. Таким и должен быть настоящий Санчин”.

Технические аспекты.

Теория.

Как в Кулаке Белого Журавля, так и в Кулаке Пяти Предков Санчин рассматривают как способ испытать и практиковать четыре основных понятия их методов. Эти четыре основных понятия:

Фо (плыть) — это внезапное освобождение силы, чтобы разбалансировать противника. Он должен чувствовать, будто плывет в воде и не может найти точку опоры.

Чен (тонуть) — это контроль движения противника, чтобы он чувствовал себя неуклюжим: как будто он несет тяжелый вес. Любая техника, которая обездвиживает или удерживает противника, является частью Чен.

Дон (глотать) — слово глотание в этом контексте означает поглощение и отклонение возможной атаки с использованием кругового движения.

То (извергать) — это толкать или ударять с большой силой, чтобы противника оттолкнуть или вырубить.

Эти четыре концепции являются общими для большинства южных китайских систем, которые практикуют Санчин. Они дают нам интересную отсылку на стили Окинавского каратэ в том смысле, что эти понятия касаются объединения жестких (Чен и То) и мягких (Фо и Дон).

Для практикующих Годзю-Рю два понятия Дон и То (глотать и изрыгать) представляют особый интерес, потому что, когда Мияги Тёдзюн сэнсэй выбрал имя Годзю-Рю для своей школы, он использовал выражение Го-Дзю (то есть жесткий и мягкий) из строфы поэмы предписаний «Восемь важных заповедей боя», найденных в старой книге о боевых искусствах под названием «Бубиси». Строфа состоит из пяти китайских иероглифов, которые читаются [Хо Го Дзю Дон То]:

1) метод 2) жесткий 3) мягкий 4) глотать 5) извергать

Это может подсказать нам интерпретацию: ”Cпособ/метод использует жесткость и мягкость, поглощение и выброс».

Во всех китайских текстах, которые я рассмотрел, авторы указали, что, освоив эти четыре понятия, можно объединить жесткость и мягкость.

Интересно отметить, что, когда Уэчи Канбун начал преподавать свое искусство, оно не называлось Уэчи-Рю. Система тогда называлась Пангай-Нун, выражение, переведенное Джорджем Мэттсоном как «полужесткий, полумягкий». Вот еще одна отсылка как к Фудзяньским стилям, так и к Годзю-Рю.

Роберт Смит в книге “Китайский бокс: Мастера и методы” ссылается на нескольких учителей Фуцзяньского Кулака Белого Журавля,  которые также подчеркивают эти четыре концепции. Заинтересованные читатели должны посмотреть главы про Лин Куо Чунг, Чанг-Тэ и Ляо Ван-Пао.

Санчин.

Мой собственный опыт работы с Санчин Ката основан на инструкциях, которые я получил в качестве члена додзё сенсея Морио Хигаонны в Токио, мне также повезло, что меня научил версии Уэчи-Рю мой хороший друг сэнсэй Дейв Скотт, а также версии Сито-Рю научил сенсей Томияма Кендзи. Однако мои комментарии основаны на версии Санчин Окинавского Годзю-рю, как учил Морио Хигаонна в конце 1970-х годов.

Стойка.

Пятка передней ноги находится на одной линии с пальцами задней ноги. Обе ступни повернуты внутрь, как будто ввинчены в землю. Оба колена повернуты внутрь, а таз подтянут вверх. Позвоночник следует держать прямо, а плечи опустить. В этом положении пальцы ног должны вцепляться в пол. При переходе от одной позиции Санчин к следующей, сначала выпрямите переднюю ногу, а затем переместите заднюю ногу вперед повернутой внутрь, чтобы сформировать следующую позицию. Очевидно, обратное применяется при движении назад.

Дыхание.

В Годзю-Рю дыхание имеет тенденцию быть “жестким” [воздух с силой выжимается из низа живота диафрагмой] и связанным с полным напряжением мышц тела. Адепты Годзю-Рю практикуют особое дыхание, в то время как в других стилях склонны к тому, что дыхание должно быть естественным. Некоторые инструкторы Годзю-Рю посещали Китай, чтобы исследовать связи между китайскими и окинавскими методами. Японский журнал “Киндай Каратэ” (№ 4, 1986) опубликовал отчет о Годзю-Рю и Фуцзяньском Кемпо, в котором китайский боксер сказал: “Дыхание в Санчин должно быть очень естественным и не должно быть очевидным для вашего противника. Нельзя показывать дыхание своему противнику”.

Проверка.

Как только форма, дыхание и мышечное напряжение в какой-то степени объединяются, принято отслеживать прогресс учеников, проверяя его ката. Очевидно, что эта идея исходит из китайских источников, где практика Санчин рассматривается как способ развития “железного тела”, непроницаемого для повреждения. Эта концепция укоренилась в практике даосов, и именно здесь можно найти некоторые из методов дыхания, использования лекарственных трав, идею Ци и т. д.

Разумно рассматривать Санчин как часть тренировки Цигун. Тестирование может быть сделано путем простого надавливания и толкания практикующего, толчков и нажатий на мышцы, суставы. Наносятся удары, шлепки, удары ногами и в конце концов о тело практикующего ломают палки и разбивают черепки.  В основном, чем более продвинутым является ученик, тем более требовательной должна быть проверка.