Тоон-Рю. Забытый стиль Каратэ.

(с) Марио МакКенна

(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 20.03.2018 дополнено комментариями 06.01.2019.

1_Miyagi-kyoda

Вашему вниманию предлагается перевод статьи о редком стиле Тоон-Рю и сравнение его с его братским стилем Годзю-Рю. С комментариями Павла Демьянова [в  квадратных скобках].

Тоон-Рю, как Годзю-Рю и Сито-Рю восходит к имени Хигаонна Канрё, но лишь Кёда Дзюхацу изучил все формы, привезенные мастером Хигаонна из Китая, непосредственно у него.

Статья будет интересна всем, кто практикует Годзю-Рю и другие окинавские стили и интересуется историей каратэ.

Введение

Когда Китай наладил культурные и торговые связи с Рюкю, основав в 1393 году китайское поселение в деревне Кумэ, случились события, которые навсегда изменили лицо боевых искусств Окинавы, а затем и остального мира.

Китайское поселение состояло из 36 семей, целью которых было представить в землях Рюкю китайскую культуру, что включало в себя политику, бизнес, торговлю, музыку, литературу и Кемпо [считают, что 36, означает «много», а не конкретное число семей]. В последствии, окинавцы поглотили эту новую боевую традицию [Кемпо] и сделали ее своей уникальной. Как заметил Патрик Маккарти: “… китайское Кемпо позволяло своим адептам подчинять себе противника, не причинив серьезной травмы, если это было совершенно необходимо. Такие эффективные оборонительные принципы были приняты в качестве дополнения к методам правоохранительных органов… Современное каратэ-до, представляющее различные интерпретации этих китайских оборонительных принципов, по большей части эволюционировало из тех старых дисциплин”.

Современное каратэ-до, развившееся из этих ранних традиций, практикуется за пределами Окинавы в течение примерно 75 лет на материковой части Японии и на международном уровне уже более 40 лет. В результате большинство традиционных школ каратэ-до и их соответствующие основатели стали известны миллионам практикующих во всем мире. Практика таких стилей, как Шотокан (Фунакоси Гичин), Годзю-Рю (Мияги Тёдзюн), Вадо-Рю (Оцука Хиронори), Сёрин-Рю (Чибана Чосин, Ханасиро Чомо), Кёкусинкай (Ояма Масутацу), Иссин-Рю (Шимабуку Тацуо) и Сито-Рю (Мабуни Кенва) теперь является обычным делом. В дополнение к этим основным стилям есть буквально десятки менее известных стилей карате-до, которые еще предстоит исследовать и полностью изучить.

Один стиль каратэ-до, который практически неизвестен как за границей, так и даже в самой Японии — это Тоон-Рю. Тоон-Рю является результатом исследований и опыта одного человека от боевых искусств Рюкю, имя которому Кёда Дзюхацу.

За исключением периодических упоминаний о Тоон-Рю в англоязычной литературе по истории Каратэ, информация о Тоон-Рю и его основателе Кёда Дзюхацу (1887-1968) практически отсутствует. В результате Тоон-Рю остается малопонятным и недооцененным за пределами собственного учебного зала.

Тоон-Рю чаще всего описывается как “Похожее на Годзю-Рю”. Это неудивительно, так как основатель Тоон-Рю, Кёда Дзюхацу, получал наставления от Хигасионна Канрё (1853-1915), от того самого Хигасионна Канрё, который обучал основателя Годзю-Рю, Мияги Тёдзюна (1888-1953). К сожалению, такие эпитеты не способны адекватно описать, кем был Кёда Дзюхацу и какова была его система Тоон-Рю.

Далее будет пролито немного света на жизнь Кёда Дзюхацу и развитие Тоон-Рю.

Надеюсь, что это исследование поможет читателю лучше понять одну из многих ветвей на древе окинавского каратэ-до.

2_kyoda

(на фото: Кёда Дзюхацу слева)

 

Кёда Дзюхацу.

Кёда Дзюхацу родился 5 декабря 1887 года (20-й год эпохи Мэйдзи). Как и многие из ранних пионеров каратэ-до, Кёда родился в последние годы реставрации Мэйдзи, в бурное и хаотичное время в истории Японии, когда социальные и политические изменения были нормой. Он был четвертым сыном Кёда Дзюкё, детское прозвище было “Сутагава”, а во взрослые годы “Сутачи”.

По большей части жизнь молодого Кёды не была насыщена событиями, и во всех отношениях, он был тихим и скромным. Хотя точно неизвестно, в каком возрасте Кёда Дзюхацу впервые познакомился с боевыми искусствами, известно, что это случилось благодаря его матери. Мать Кёды была родственницей Хигасионна Канъю, который принял молодого Кёду для обучения Кемпо.

Мало что известно про Хигасионна Канъю (1848-1922). Считается, что он, как и его младший (на пять лет) двоюродный брат, Хигаонна Канрё, обучался Кемпо у Арагаки Сейшо (1840-1918/20). Однако, в отличие от Канрё, старший Канью был больше известен как талантливый музыкант, а не мастер кемпо. Тем не менее, есть одна интересная история про Хигасионна Канъю, которая была опубликована в статье газеты Рюкю Симпо от 24 января 1914 года и озаглавлена «Окинава Будзюцу-Ка» или «Окинавский воин».

О мужестве Канъю можно судить по следующему переводу из этой статьи:

“На Окинаве есть рассказ о боевой доблести некоего Хигасионна Канъю. Во время фестиваля “Великого Перетягивания Каната” деревни Кумэ было две команды: Даймон (Великие ворота) и Сеймон (Западные ворота). Города, выступавшие за Даймон, были Хигаси и Кумодзи, тогда как города, выступающие за Сеймон, были Ниси и Изумизаки. Однажды после перетягивания возникла потасовка из-за какой-то мелочи. Хигасионна Канъю встал перед Даймон с «Тинбе» (короткое копье со щитом) в руке и пристально смотрел на нескольких противников, не дав им ступить и шагу”.

Где-то между 1901 и 1903 годами Кёда Дзюхацу начал изучать каратэ, основанное на Фуцзяньском кемпо, у знакомого своего отца, Хигаонна (“Хидзианна” на окинавском диалекте) Канрё (1853-1915).

В молодости Хигаонна обучался у Арагаки Сейшо (1840-1918/20) и Кодзё Тайтей (1837-1917) из деревни Кумэ, а позже получал наставления в Минхэ Цюань (Кулак  Кричащего Журавля) от Се Чжунсян (1852-1930) [автор считает, что это настоящее имя Рю Рю Ко, хотя это спорно] в городе Фучжоу, провинция Фуцзянь. Хигасионна наряду с Итосу Анко, считался одним из первых инноваторов каратэ-до на Окинаве на рубеже 20-го века.

Несколько месяцев спустя Мияги Тёдзюн (1888-1953, Основатель Годзю-рю) также начал учиться у Хигасионны.

Как и большинство тренировок по каратэ-до в начале 20-го века, обучение велось с индивидуальным подходом, с уделением особого внимания применению техники. Кёда Дзюхацу провел несколько долгих месяцев, изучая основную работу ног и дыхание Санчин, фундаментального ката, используемого сенсеем Хигасионна. Фактически, Кёда Дзюхацу, как и все ученики Хигасионна, первые несколько лет, осваивал Санчин, базовые упражнения (например, Какэ-тэ ”липкие руки” и Якусоку Кумитэ обусловленные поединки) и дополнительные упражнения по укреплению (Нигири-Гамэ, Иси-Саси и Чи-Иши), прежде чем начать изучать другие ката мастера Хигасионна. [стоит уделить внимание тому, что многие ошибочно полагают, что в Годзю-Рю и Тоон-Рю «в стародавние времена» изучали только Санчин в течение трех лет, вероятнее всего, это мнение ошибочное или неполное. Нужно четко понимать, что «Ката Санчин» изучается не только многократным повторением формы, изучаются отдельные элементы, изучаются принципы дыхания, напряжения мышц, выстраивания положения тела, все это применяется в одиночной практике, парной работе кумитэ, какэ-тэ, в работе с тяжестями и на макиваре. Таким образом за несколько месяцев тело ученика перестраивается, приходит понимание Санчин, ученику прививается характерный для школы движок. Тогда и наступает правильный момент для изучения следующего ката. Т.е. Ката санчин изучается как система в целом, а не как переставление ног по полу в течение трех лет]

Когда основы были надлежащим образом изучены, Хигасионна начинал преподавать одно или несколько дополнительных ката и их соответствующие применения. К ним относятся: Сэйсан, Сансэру и Печчурин/Супаримпэ. Среди учеников, которых учил Хигасионна, Кёда Дзюхацу был единственным, кто изучил все четыре ката непосредственно у Хигасионна Канрё. Кроме того, Кёда, в отличие от Мияги, изучил у Хигасионна использование китайского оружия, включая копье и широкий меч.

Хигасионна не был единственным учителем Кёды, во время посещения Колледжа  для преподавателей префектуры Окинава, Кёда изучал каратэ-до у «Сержанта», Ябу Кенцу, одного из величайших представителей Сюри-Тэ.

От Ябу сенсея Кёда узнал ката Дзион, которое позже он включил в свое Тоон-Рю. Некоторое время, Кёда также занимался у учителя Ябу сенсея, Итосу Анко. [ката Дзион полностью перестроена под базу Тоон-Рю]

После смерти Хигасионна Канрё и Итосу Анко в 1915 году, Кёда, с несколькими другими выдающимися молодыми учителями каратэ, включая Мияги Тёдзюна и Мабуни Кенва, продолжил кампанию своих учителей в популяризации искусства каратэ-до на всей Окинаве и материковой Японии.

В период перед Второй Мировой Войной в японской истории было бурное время. Кокутай («национальная идея») был нацелен на то, чтобы перестроить всю Японию, в том числе и Окинаву, в единый народ и в значительной степени опирался на то, что было описано как: “…быстрая “самураизация” страны, распространение среди низших слоев населения идеалов дисциплины и кодекса беспредельной преданности, который служил примером воспитания самурая”.

Поэтому древние боевые искусства Японии Кендзюцу и Дзюдзюцу чаще всего рассматривались как идеализированное средство развития национальной идеи. Кёда как педагог, приступил к популяризации каратэ-до в соответствии с Кокутай, создав несколько клубов карате-до в начальных и средних школах, в которых он работал до Второй Мировой Войны.

Среди учеников, которым он преподавал на Окинаве, был Ираха Чоко (1901-1986). Когда Ираха учился в первой средней школе префектуры Окинава, он занимался каратэ у таких великих людей, как Ябу Кенцу, Фунакоси Гичин и Ханасиро Чомо.

Тем не менее, именно Кёда стал главным учителем Ираха примерно на 15 лет. Однажды, когда Кёда и Ираха практиковали Якусоку Кумитэ, Ираха был поражен ногой в живот. Кёда очень беспокоился об Ирахе и четыре дня подряд посещал его дом, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.

Кёда также использовал свои таланты при создании нескольких ассоциаций каратэ-до и исследовательских обществ. Первым из них было “Окинава Каратэ-Дзюцу Кенкю Кай” (Исследовательский клуб каратэ-дзюцу Окинавы), который открылся в 1925 году и основал первый постоянный учебный центр по каратэ-до. Помимо Кёды там было много известных учителей каратэ, включая Осиро Чодзю, Чибана Чосин, Мабуни Кенва, Мияги Тёдзюн, Ханасиро Чомо, Мотобу Чою и У Сяньгуй (Го Кенки по-японски).

Из всех инструкторов, которые участвовали в Каратэ-Дзюцу Кенкю Кай, возможно, У Сяньгуй оказал самое продолжительное и глубокое влияние на всех остальных.

У Сяньгуй (1886-1940) — загадочная фигура в истории Окинавского каратэ-до, и о его жизни есть мало фактических сведений. Известно, что г-н У был китайцем и иммигрировал из Фучжоу в 1912 году. Он торговал чаем и проживал в Хигаси-мачи, г. Наха. Г-н У также был инструктором Кулака Белого Журавля (яп. Хакуцуру Кен [или Хаккаку Кен]), и именно от г-на У Кёда узнал ката Нэпай.

К 1930 году Кёда вместе со своими коллегами из Каратэ Кенкю Кай снова активно участвовал в продвижении каратэ-до, на этот раз, сделав Каратэ Кенкю Кай официальным отделением “Окинава Кенрицу Тайку Рёкай” (Спортивная Ассоциация Префектуры Окинава). Три года спустя, в декабре 1933 года, эта организация была официально признана Дай Ниппон Бутоку Кай (Всеяпонская Ассоциация Боевых искусств). Это было знаменательное событие, поскольку окинавское Каратэ было официально признано официальным японским будо.

С официальным признанием каратэ от Бутоку Кай, Кёда стал одним из первых учителей окинавского каратэ, кто получил сертификат Кёси в каратэ-до из рук губернатора Окинавы, по представлению Дай Ниппон Бутоку Кай в 1934 году (9-й год эпохи Сёва). Сам Кёда был сторонником системы лицензирования Рэнси-Кёси-Ханси, которая использовалась в Бутоку Кай и способствовала ее продвижению на Окинаве, а затем и в материковой Японии. Кроме того, Кёда был назначен главным директором и шеф-инструктором окинавского филиала Бутоку Кай в городе Наха.

Последняя организация, в создании которой напрямую участвовал Кёда была “Окинава Кен Каратэ-До Синко Кай” (Общество Продвижения Каратэ Префектуры Окинава), созданная в январе 1937 года.

Кёда вместе с такими известными мастерами, как Ябу Кенцу, Ханасиро Чомо, Кян Чотоку, Чибана Чосин, Мияги Тёдзюн, Гусукума Симпан и Накасоне Генва собрались в марте 1937 года и создали каратэ Кихон Ката Дзюни Дэн (12 базовых форм каратэ). Эти Ката были источником сегодняшних Кихон ката 1 и 2 Сёрин-Рю.

Тоон-Рю.

После Второй Мировой Войны Окинава лежала в руинах. Почти никакие из довоенных организаций каратэ не сохранились после Битвы за Окинаву. Для большинства каратистов той эпохи трудности и бедность отметили первые несколько лет после окончания войны. Неудивительно, что практика каратэ-до уступила место просто выживанию. Именно во время этой хаотической эпохи после Второй Мировой Войны Кёда Дзюхацу оставил свою карьеру в качестве директора школы на Окинаве и перебрался на южный японский остров Кюсю. Там, на Кюсю, он поселился в курортном городе горячих источников Беппу, расположенном в префектуре Оита, и начал обучать своему карате, назвав его Тоон-Рю.

У Кёда Дзюхацу не было официального додзё как такового, вместо этого он обучал в саду своего дома. Там в саду у него были Макивара, Нигири-Гамэ, Чи-Иши, Иши-Саши и другое снаряжение для обучения. Мураками Кацуми вспоминает, что иногда ученики Мияги Тёдзюна приходили в додзё с визитом или для получения наставлений. По словам Мураками: “…Мияги в последние годы сказал, что если у вас есть какие-то вопросы о ката, спросите его старшего товарища, Кёда Дзюхацу” [изветна история о том, как Яги Мэйтоку и Тогучи Сэйкичи после смерти Мияги сенсея приезжали просить Кёду возглавить Годзю-Рю].

Из всех учителей, у которых обучался Кёда Дзюхацу (среди которых Хигасионна Канъю, Ябу Кенцу, Итосу Анко и У Сяньгуй), Хигасионна Канрё  оказал на него самое глубокое влияние. Действительно, Кёда посвятил более десяти лет своей жизни обучению Каратэ Хигасионны Канрё. Кёда был настолько предан своему учителю, что он назвал свой стиль каратэ “Тоон-Рю”.

Тоон-Рю берет свое название от он-ёми (китайского чтения) двух иероглифов имени Хигасионна (“Тоон-Рю” — буквально — стиль ХИГАСИ-ОН(-НА)) [что так же отражает обоих братьев Хигаонна, Канъю и Канрё, сегодня в Тоон-Рю изучается только Сэйсан Канъю].

Тоон-Рю: Стиль.

Несмотря на то, что Кёда и Мияги учились у Хиогасионна Канрё, Тоон-Рю Кёды во многом отличается от Годзю-Рю Мияги в исполнении техники. Тоон-рю характеризуется быстрыми пружинящими движениями и мало ориентируется на укоренившиеся позиции, характерные для Годзю-Рю. Вообще говоря, техники Тоон-рю выполняются в гораздо более круговой, гладкой и плавной манере, чем их аналоги в Годзю-Рю. В Тоон-рю определенно есть более заметное китайское влияние. Это особенно заметно в использовании в низких ударах ногами, а также использованием открытой руки, в отличие от закрытого кулака Годзю-Рю. Также следует отметить, что многие полагают, будто основатель Годзю-Рю, Мияги Тёдзюн,  инициировал изменение от пустой руки к закрытому кулаку, однако это, похоже, не так. Кёда Дзюхацу поведал Мураками Кацуми, своему непосредственному ученику, что Хигасионна Канрё говорил ему “Делай так, как тебе удобно, будь то закрытый кулак или открытая рука [нукитэ]”.

Тоон-Рю Ката: Санчин.
Как и его учитель Хигасионна, Кёда был убежденным сторонником ката Санчин и часто цитировал: “Каратэ начинается и заканчивается с Санчин”. Метод обучения Кёда был практически идентичен тому, как он научился у Хигасионна Канрё. Санчин в течение первых трех лет! [опять надо вспомнить, что «изучение Санчин» — это комплексная система, а не только повторение формы ката] В первый год Кёда преподавал основные движения ног, позиции рук и удары, а также правильный метод дыхания для ката. Акцент делался ​​на базовые движения ног, которые, в отличие от современного Годзю-Рю, использовали большие пальцы ног, чтобы упереться в пол, вместо подушечек под пальцами [как в Годзю-Рю]. Кёда сравнивал движения ног Санчин-дачи с ходьбой по горячим углям. Ноги перемещаются быстро и плавно, в легком скользящем действии. Вообще говоря, ноги держатся более прямо и шире по сравнению со стойкой Годзю-рю Санчин. Для учеников Кёда только базовые техники передвижения занимали несколько длительных месяцев обучения, а затем начиналось сочетание ее с блоками, ударами руками и ногами.

Дыхание в Тоон-Рю Санчин также значительно отличается от того, что практикуется в современном Годзю-Рю. Годзю-Рю использует глубокие и медленные вдохи через нос, сопровождаемый мощным, почти с ревом, выдохом воздуха через рот, за счет сокращения живота и с закрытием голосовой щели (грубо звучащим как продолжительное “ХАА”). Говорят, метод дыхания возник после того, как Мияги Тёдзюн вернулся из своей исследовательской поездки в Фучжоу в 1915 году.

Напротив, Кёда преподавал тот же метод дыхания, которому он научился у Хигасионны. Во время исполнения Санчин ученики дышат нормально и непрерывно, но после того, как рука возвращается в Санчин Камаэ, происходит очень короткий резкий выдох, сродни тому как сдувают пылинку с руки (примерно похоже на “СУ”). В дополнение, Тоон-Рю не использует два этапа в своем выдыхании, Годзю-Рю вдыхает, когда рука убирается [в положение Хики-Тэ] и выдыхает, вытягивая руку [в положение цуки]. Когда рука возвращается в Санчин Камаэ, выполняется второй вдох с окончательным выдохом, тогда рука останавливается в Санчин Камаэ. Тоон-Рю, в отличие от этого, вдыхает, когда рука убирается [в положение Хики-Тэ], но затем следует постоянный выдох, и когда вытягивается рука  [в положение цуки] и когда возвращается в Санчин Камаэ.

На второй году ученики Кёды, проводили собственное исследование того какие техники содержит ката [тут противоречие с тем, что «ката санчин изучается три года»].

Наконец, к третьему году студенты должны были быть в состоянии  применять различные техники, содержащиеся в ката, в простых и сложных ситуациях. Современные каратисты вряд ли могли бы представить себе такое обучение. Действительно, методы Кёды охватывали то, что Патрик Маккарти назвал: “.. стандарт, который более не подходит для поколения, в котором доминирует материализм”.

Хотя методы обучения Кёды были суровыми, Мураками Кацуми вспоминает: “он был очень терпеливым и добрым, когда он преподавал каратэ своим ученикам, и это оказало на меня большое влияние”.

Роккисю.

После изучения ката Санчин, Кёда знакомил учеников с техниками Роккисю. Роккисю —  очень похоже на техники, содержащиеся в ката Тэнсё из Годзю-Рю, но они никогда не были систематизированы в формальное ката. Считается, что и Кёда Дзюхацу и Мияги Тёдзюн основали эти техники на главе из Бубиси, под названием Роккисю “шесть рук шанса/энергии”. Интересно отметить, что историк боевых искусств Киндзё Акио утверждал, что хотя Тэнсё и Роккисю содержат положения рук, проиллюстрированные в Бубиси, более вероятно, что Кёда и Мияги вдохновились из альтернативного источника, возможно, из “Син” (Ката) Фуцзяньского происхождения. Однако что это за альтернативный источник, все еще не выяснено [возможно, Южный Кулак Богомола].

Сэйсан.

После Роккисю следует Сэйсан. Существует некоторая путаница в отношении того, как много версий ката Сэйсан знал Кёда Дзюхацу, но считается, что он был знаком с тремя версиями.

По словам Киндзё Акио, Кёда изучил как Сэйсан Хигасионна Канъю, так и Сэйсан Хигасионна Канрё и изначально обучал своих учеников обеим версиям.

Напротив, Мураками Кацуми заявлял, что Кёда изучил версию Сейсан от человека по имени Мияги, который изучил форму в Китае. Мураками также утверждает, что, по словам Кёда, человек по имени Мияги был старшим братом того, кто арендовал комнату в семейном доме Кёда, когда он был молодым. У этого Мияги было два старших брата, средний брат владел каратэ, он ездил в Китай и изучал кемпо. Это и был тот человек, у которого учился Кёда. Этот человек не практиковал никаких других ката и специализировался только на ката Сэйсан.

По словам этого человека, он преподавал ката, именно так, как выучил его в Китае. Как бы то ни было, Кёда, похоже, знал несколько версий. И в самом деле, Мураками продолжает рассказывать, что после смерти Кёды Дзюхацу, он [Мураками] призвал самого старшего ученика г-на Ираха Чоко, чтобы сравнить его Сэйсан со своим. Мураками тогда узнал, что их ката совпадают. Мураками утверждает, что Ираха сказал ему: “… только Кёда сенсей использовал эту версию ката, ко мне часто приходят визитеры, которые занимаются каратэ, и мы обсуждаем боевые искусства, но я никогда не показывал никому из них это ката”.

Мураками также рассказывает, что Кёда получил строгое обучение ката Сэйсан от своего учителя Хигасионна Канрё. Мураками вспоминает, что Кёда был особенно строг с ним, когда преподавал Сокуто-гери (техника “нога-меч”).

Кёда часто рассказывал интересную историю о сокуто-гери своим ученикам, о том, как однажды Хигасионна Канрё демонстрировал эту технику и раздался громкий треск. На следующий день, когда Мияги Тёдзюн посетил дом Хигасионна, тот разобрал половицы. Хигасионна сказал: “Кажется, что-то не так с полом, Мияги, иди посмотри”. Когда Мияги Тёдзюн забрался под дом, чтобы посмотреть, оказалось, что одна из больших опорных балок под полом была разломана надвое, в результате чего дом просел!

По словам Мураками: “Удар (сокуто-гери) из Сэйсан используется в качестве последней техники в смертельной ситуации “или ты или тебя”, это очень страшная техника”.

Соответственно, Сокуто-гери в Сэйсан должен исполняться с большой силой, что иногда приводит к сломанным половицам. Неудивительно, что Мураками заявляет, что Кёда раньше проверял пол, прежде чем практиковать этот удар. Он сказал, что, однажды Кёда не проверил пол, и очень сильно повредил ногу. Как бы то ни было, Кёда передал своим ученикам только версии Сэйсан Хигасионна Канъю [возможно, чтобы не пересекаться с Годзю-Рю Мияги сенсея].

Сансэру.

Сансэру — следующее ката, преподаваемое в Тоон-Рю, и, по общему мнению, являющееся  “коронным” для Хигасионна Канрё. Интересно, что самый известный и богатый ученик Хигасионны, Мияги Тёдзюн, не изучил ката Сансэру у своего учителя. Несмотря на богатство своей семьи, Мияги Тёдзюн был призван на обязательную двухлетнюю службу в армии в 1910 году, и был отправлен в префектуру Миядзаки на остров Кюсю. С другой стороны, Кёда окончив Окинавский педагогический колледж годом ранее в 1909 году был освобожден от военной службы, т.к. не отвечал требованиям минимального роста для военной службы, а также занимал должность учителя младшей и средней школы. Во время отсутствия Мияги, как полагают, Кёда изучил ката Сансэру, из-за чего Мияги очень ревновал [ката Сансэру отличается широкими скользящими движениями-подскоками, отчасти напоминающими Сансэру Уэчи-Рю, кроме того, в отличии от Годзю-Рю, при очередном развороте с блоком отсутствуют прямые удары ногами перед входом в контакт. Многи техники Годзю-Сансэру похожи на Тоон-сансэру по смыслу, но выполняются по-другому].

Печчурин.

Печчурин Ката (также известное как Супаримпэ), как правило, считается высшим ката в Наха-Тэ, и как сообщается, являлось любимым ката Кёда. Хигасионна Канрё, после тщательного обучения Санчин, продолжал обучение Сэйсан, Сансэру и, наконец, Печчурин. Согласно Мураками Кацуми, Печчурин является самым длинным ката в Наха-Тэ и содержит все техники традиции Наха-Тэ. Мураками также рассказывает о том, что в нем скрыто множество секретных техник. Много практики, и личного исследования необходимо, чтобы раскрыть его секреты. Интересно, что Кёда Дзюхацу обучил этому ката только четырех людей: своего сына Кёда Дзюко; инструктора каратэ Японских Сил Самообороны города Беппу, Кандзаки Шигекадзу; своего старшего ученика, представителя правительства Окинавы, Ираха Чоко и Мураками Кацуми, бывшего ученика начальной и младшей школы.

[Широко распространено мнение, что Печчурин Тоон-Рю и Супаримпэ Годзю-Рю — это одно и то же ката, но это неверно. Формы действительно похожи, но Печчурин несколько короче, чем Супаримпэ и кроме отличного кихона содержит другие техники. По воспоминаниям Сенаха Шигетоши сенсея, Яги Мэйтоку упоминал о том, что Печчурин похож на ката Курурунфа и действительно, в Печчурин Тоон-Рю присутствуют техники из Ката Курурунфа Годзю-Рю. Таким образом у двух форм отличаются названия, кихон, эмбусен и техники, как же они могут быть одной и той же формой?

Существует версия о том, что ранее существовало три уровня ката Печчурин (сёдан, нидан, сандан) и после того, как Хигаонна Канрё научил Кёду и Мияги Печчурин Нидан, Мияги разыскал и встроил в Годзю-Рю Печчурин Сандан под именем Супаримпэ].

Дзион.

Как упоминалось ранее, во время обучения Кёды в колледже, он учился у эксперта Сюри-Тэ, Ябу Кенцу, человека, который, по общему мнению, обладал потрясающей силой удара. От сенсея Ябу Кёда узнал ката Дзион. По слухам, во время изучения Кёды Сюри-Тэ, он также выучил Пинан-ката и ката Сочин, но это не подтверждено.

Нэпай.

Кёда Дзюхацу несколько лет состоял в Каратэ-дзюцу Кенкю Кай, и именно в это время он изучал Кулак Белого Журавля (Яп. Хакуцуру Кен) от У Сяньгуй.

Кёда выучил ката Нэпай, но то, чем он руководствовался при изучении ката Нэпай у г-на У, неизвестно. Киндзё Акио предположил, что Кёда включил Нэпай в свое Тоон-Рю, потому что считал, что Хигасионна Канрё изучал в Китае Кулак Журавля, к чему принадлежало и ката Нэпай г-на У, что четко проиллюстрировано в Бубиси и означает “двадцать восемь”. Нэпай, “двадцать Восемь”, ссылается на количество ударов и/или стоек, содержащиеся в ката.

Г-н У, также обучил своей версии Нэпай основателя Сито-Рю Мабуни Кенва, который назвал ката Нипайпо или “двадцать восемь шагов”. Тем не менее, версия Сито-Рю значительно отличается от версии Тоон-Рю, которая по-прежнему демонстрирует сильное китайское влияние и очевидное боевое происхождение.

3_kyoda

(на фото: Кёда Дзюхацу в центре, Кандзаки Шигекадзу стоит во втором ряду)

[Еще несколько слов о системе Тоон-Рю]

[На сегодняшний день в систме Тоон-Рю существует десять Ката, которые перечислены ниже с указанием их источника:

Кихон 1 (Кёда Дзюхацу),

Кихон 2 (Кёда Дзюхацу),

Шихоукэ (Кёда Дзюко и Канзаки Шигекадзу),

Кова (Кёда Дзюко и Канзаки Шигекадзу),

Санчин (Хигаонна Канрё),

Сэйсан (Хигаонна Канъю),

Сансэру (Хигаонна Канрё),

Дзион (Ябу Кэнцу),

Печчурин (Хигаонна Канрё),

Нэпай (Го Кенки).

В Тоон-Рю также изучается кобудо, переданное Кёда сенсеем:

Соэйси-но-кон,

Цукенситахаку-но-сай,

Чатан-Яра-но-Сай,

Нунчаку.

Как можно видеть из приведенного списка с Годзю-Рю совпадает только ката Санчин, таким образом Тоон-Рю никак нельзя назвать разновидностью Годзю-Рю. В разных ветках Годзю-Рю существует много версий ката Санчин.  Санчин Тоон-Рю очень близко совпадает с версией Санчин Сенаха Шигетоши (линия Яги), полностью совпадает эмбусен, однако некоторые техники в окончании ката отличаются.

Кроме того в системе Тоон-Рю присутствует привычное для окинавских стилей Якусоку Кумитэ, включающее Котэ-китаэ и Аси-китаэ. Практикуют Иппон, Нихон и Самбон Кумитэ, атака стандартная, а контратака свободная.

Система подготовки к тренировке Тайсо, отличная от Ёби Ундо Годзю-Рю.

Существует система техник ухода от атаки с контратакой Тен-И-Хаппо (восемь методов уклона). Техники выполняются в восьми направениях (вперед, назад, влево, вправо и под углом 45 градусов в четырех направлениях), напоминает Тэн-Син в Годзю-Рю, но с определенной контратакой.

Какэ-Тэ отличается тем, что партнеры укореняются в пол в стойке Санчин и стараются пересилить друг друга.

В саду у Кёда Дзюхацу были все многие традиционные для Окинавы устройства для Ходзё Ундо, включая Макивару и Какия, но на сегодняшний день в Тоон-Рю нет постоянного Додзё, для занятий арендуются помещения культурных и спортивных центров Бэппу]

Заключение.

Кёда Дзюхацу скончался 31 августа 1968 года (43-й год эпохи Сёва) в возрасте 81 года. Среди тех учеников, которые имели возможность учиться у него, Кёду помнят за уважение и скромность, которое он демонстрировал.  После занятий Кёда часто подолгу с уважением рассказывал о Хигасионна Канрё, а также читал буддийские писания. Мураками Кацуми вспоминает Кёду в следующих словах: “Он был в истинном смысле этого слова педагогом. Большую часть жизни он работал директором начальной школы. Он был очень цельным человеком! «

До того, как переехать в Оита Кен, Кёда обучал не только академически, но и физически и умственно через каратэ.

Кёда Дзюхацу как и многие окинавцы того поколения, изучавшие каратэ-до, отказывался наставлять людей с плохим характером или моральным статусом, потому что он считал, что эти люди ничего не вернут ни обществу ни каратэ-до.

Как педагог Кёда считал, что обучение каратэ-до должно создавать как сильное тело, так и сильный ум, и именно благодаря такому обучению человек станет ценным и продуктивным членом общества.

После смерти его учения были продолжены четырьмя его учениками: Ираха Чоко (1901-1986), Кёда Дзюко (его третий сын, 1926-1983), Кандзаки Шигеказу (1928) и Мураками Кацуми (1927 год..). К сожалению, из этих четырех учеников ни один более не преподает Тоон-Рю.

После общения и интервью с Кандзаки Шигеказу, автор был проинформирован о том, что только один из учеников Кандзаки Сэнсея все еще учит Тоон-Рю.

[Канзаки сенсей скончался в возрасте 89 лет 13 января 2018 года.]