Тоон-Рю Интервью / Touonryu Interview / 2019 (Bilingual)

Интервью с Икеда сэнсэем, четвертым Соке Тоон-Рю, 2019

Interview with Ikeda sensei, The 4th head of Touon-Ryu, 2019

Touonryu all

(с) Интервью взято Павлом Демьяновым в Оита, Беппу в январе 2019

(с) Переводчик с японского: Такахаси Наоми

(с) Pavel Demyanov, interview was taken in Oita, Beppu in january 2019

(с) Japanese to English translator: Takahashi Naomi

One can find English text below, English is my second but i tried my best, please enjoy! 

Статья написана в Москве в 2020/Article written in Moscow, 2020

1 Павел Демьянов: Добрый день, сэнсэй! Пожалуйста, назовите себя. Быть может, у вас есть китайское имя?

Икеда сэнсэй: Меня зовут Икеда Шигехидэ. У меня нет китайского имени.

2 Павел Демьянов: Расскажите немного о своей семье, об отце, о матери.

Икеда сэнсэй: Моя мама уже скончалась, а мой папа здоров в свои 89. В моей семье было 4 человека, у меня есть сестра на 2 года старше меня.

3 Павел Демьянов Где вы родились?

Икеда сэнсэй: Провинция Оита, город Уса, Хокёдзи.

4 Павел Демьянов: Вы всю жизнь прожили в Беппу, в префектуре Оита?

Икеда сэнсэй: Я переехал в Беппу, когда мне исполнилось 40 лет. До поступления в университет я жил в городе Уса, потом я переехал в Токио, учиться, и до 29 лет я жил там.

Когда мне исполнилось 30 лет, я получил работу в Северном Кюсю, поэтому с 30 до 39 лет я жил в Фукуоке, а затем переехал в Беппу.

5 Павел Демьянов: Я хотел бы задать несколько вопросов о ваших занятиях каратэ. Когда вы начали заниматься каратэ и каким стилем?

Икеда сэнсэй: Я начал свою карьеру каратэ, когда мне было 18 лет, тогда я переехал в Токио. С самого начала я практиковал Годзю-Рю, это было около 6 месяцев. Моим учителем был Хигаонна Морио Сэнсэй в Ёёги додзё .

В университете я встретил великолепного учителя стиля Сито-Рю, его удар (цуки) был потрясающим. Это был такой удар, который пронзал до позвоночника всего лишь коснувшись живота, никогда раньше я не видел такого удара. Я был очень впечатлен его навыками, после полугода занятий Годзю-Рю я перешел в Сито-рю и занимался до возраста 29, около 11 лет. Сейчас Нишида сэнсэй уже скончался, но помимо знаний, которые я получил от него, он сыграл большую роль в моей истории каратэ, он представил меня учителю Тоон-Рю, сэнсэю Канзаки Шигекадзу и вот, как это произошло.

Нишида Сэнсэй был моим инструктором в Токио, но в соответствии с моими планами карьерного роста я собирался переехать на остров Кюсю. Нишида сэнсэй сказал мне, что это очень близко к тому месту, где Кёда Дзюхацу сэнсэй преподавал свой стиль Тоон-Рю, и было бы очень интересно, если бы я поехал и выучил у него ката Печчурин.

Нишида сэнсэй полагал, что Кёда сэнсэй все еще жив. Однако, когда я посетил дом Кёда сэнсэя, там жила только жена его сына Дзюко. К сожалению, оба, и отец и сын уже умерли. И жена Дзюко сэнсэя представила меня сэнсэю Канзаки.

6 Павел Демьянов: То есть Канзаки сэнсэй считался продолжателем дела Кёда сэнсэя?

Икеда сэнсэй: Да.

7 Павел Демьянов: Кто еще был в группе или додзё сэнсэя Канзаки? Может быть, другие ученики Кёда сэнсэя тоже занимались?

Икеда сэнсэй: Когда я впервые встретился с Канзаки сэнсэем, у меня не было возможности понять ситуацию. В те времена я не видел других участников, я был посторонним и не был представлен другим ученикам. Мы практиковались персонально с сэнсэем Канзаки. 

8 Павел Демьянов: Как это было, тренироваться под руководством Канзаки сэнсэя?

Икеда сэнсэй: С самого начала Канзаки сэнсэй учил меня только ката Санчин.

9 Павел Демьянов: В течение какого времени?

Икеда сэнсэй: Впервые я встретил Канзаки сэнсэя, когда мне был 21 год, и в те дни я больше общался с Нишида сэнсэем. Но потом я возвращался домой два раза в год, и каждый раз посещал занятия Тоон-Рю.

10 Павел Демьянов: То есть это были непродолжительные персональные занятия, в течение длительного срока?

Икеда сэнсэй: Да, я в основном практиковал Сито-Рю до 29 лет, но я также изучал Санчин у сэнсэя Канзаки. В возрасте 30 лет я переехал в Фукуока.

Примерно 10 лет я занимался как Сито-Рю, так и Тоон-Рю, но в конце концов я понял, что в Сито-Рю мне не достает тех основ, чтобы я мог продолжать заниматься в течение длительного времени, и основ для поднятия моего уровня, не было того, что я искал. Я закончил занятия Сито-Рю и сосредоточился только на Тоон-Рю, с этого момента я мог брать уроки чаще, раз в неделю. Следующие десять лет, пока мне не исполнилось 40, у меня были частные уроки с сэнсэем Канзаки раз в неделю, когда я приезжал в Беппу.

11 Павел Демьянов: У меня вопрос о практике Санчин. Было ли это детальное объяснение каждого движения, каких-то методов применения (бункаи) или только шаги Санчин?

Икеда сэнсэй: До того, как я переехал в Фукуока, я изучал только ката Санчин, как правильно передвигаться, как бить, как дышать, как напрягать мышцы, сэнсэй проверял мой санчин (Шимэ). Это была только базовая (кихон) практика. Когда я переехал в Фукуока и полностью сосредоточился на Тоон-Рю, сделал его своим основным стилем, я начал продвинутое обучение.

12 Павел Демьянов: Вместе с практикой ката Санчин вы делали другие упражнения, например Кумитэ или Какэ-тэ?

Икеда сэнсэй: Только когда я начал рьяно изучать Тоон-Рю как основной стиль. Метод преподавания сэнсэя Канзаки был таким: «Если ты не умеешь делать Санчин — ты ничего не можешь делать». Сэнсэй Канзаки заставил меня надолго прирасти к Санчин ката, потому что это первый приоритет по важности, это основа (кихон). 

13 Павел Демьянов: Насколько я понимаю, никто из семьи Канзаки сэнсэя сейчас не практикуют Тоон-Рю, так ли это?

Икеда сэнсэй: У сэнсэя Канзаки есть сын, который практиковал Тоон-Рю до возраста 18 лет, он получил коричневый пояс, но затем поступил в университет. Он прекратил практику и больше никогда не возобновлял тренировки.

14 Павел Демьянов: Если говорить об истории и корнях, у Тоон-рю и Годзю-рю один источник, я практикую оба стиля и понимаю, что сейчас не осталось практически никаких документов, но, возможно, сэнсэй знает что-то новое для меня. Может быть, Канзаки сэнсэй рассказывал вам что-нибудь о Рюрюко и китайских корнях?

Икеда сэнсэй: Хигаонна Канрё сэнсэй был в Китае 9 лет. Во время путешествия, он наткнулся на тонущего в реке мальчика, которым оказался внук Рюрюко, и спас его. Рюрюко был очень счастлив и послал за Хигаонна, вот так и начались отношения. В благодарность за спасение этой жизни Рюрюко начал учить Хигаонна Канрё. Так Хигаонна Канрё научился каратэ, это история, которую я знаю.

15 Павел Демьянов: Насколько я знаю, сейчас в китайских школах практикуют как боевые искусства без оружия, так и оружейные техники. Некоторые авторы пишут в книгах, что Хигаонна Канрё изучал оружие в Китае. Знаете ли вы что-нибудь об этом?

Икеда сэнсэй: Я знаю только то, что я узнал от Канзаки, который учился у Кёда сэнсэя. Это Бо-дзюцу и Сай-дзюцу, но я не знаю, где именно Кёда сэнсэй изучил это. 

16 Павел Демьянов: Тоон-Рю, школа, созданная Кёда сэнсэем, посвящена двум членам семьи Хигаонна, а именно Хигаонна Канрё и Хигаонна Канъю. Мы немало знаем о Канрё сэнсэе от исследователей Годзю-Рю, что вы можете рассказать нам о Канъю сэнсэе?

Икеда сэнсэй: Они были родственниками. Канью научил Кёда сэнсэя своей версии Сэйсан ката. Кёда был учеником (Дэси) Канрё сэнсэя, но факт родства Канрё и Канъю сделал обучение возможным.

17 Павел Демьянов: Как я понимаю, ни сэнсэй Канзаки, ни сэнсэй Икеда не изучали версию Сэйсан ката Канрё Хигаонна, верно?

Икеда сэнсэй: Да верно. Как я слышал от сэнсэя Канзаки, идея Кёда сэнсэя  заключалась в том, что люди могут изучить Канрё-Сэйсан где угодно благодаря широко распространенному Годзю-Рю, а он хотел сохранить редкое ката сэнсэя Канъю.

Кёда сэнсэй видел важность редких и относительно неизвестных ката, он видел свою миссию в сохранении их для будущих поколений.

18 Павел Демьянов: Как я вижу в Ябу но Дзион ката, есть много движений и техник, которые выполняются не так, как в современных стилях. На мой взгляд, эти техники выглядят старинными, в отличие от того, что я видел в интернете.

Икеда сэнсэй: Да, Кёда сэнсэй выбрал те ката, которые были в основном неизвестны, и передал их следующим поколениям без изменений. Эту форму он узнал непосредственно от Ябу Кенцу сэнсэя.

19 Павел Демьянов: Я полагаю, что это форма сохранилась нетронутой реформацией Итосу сэнсэя, направленной на упрощение методов каратэ для школ и армии. Что вы думаете по этому поводу?

Икеда сэнсэй: Да, может быть. Ябу Кенцу обучал Кёда сэнсэя в колледже учителей (Сихан Гакко), это все, что я знаю.

20 Павел Демьянов: Может быть, вы знаете что-нибудь о китайских мастерах боевых искусств, проживавших на Окинаве, Го Кенки и То Дайки? 

Икеда сэнсэй: Я никогда не слышал о господине То Дайки. Но Го Кенки был персонажем рассказов Канзаки сэнсэя .

История следующая: около 300 лет назад в Китае была женщина, отец которой был убит, и она хотела отомстить, она изобрела свои методы боя, которые также были сохранены внутри ката Нэпай. Сэнсэй Канзаки предполагал, что Кёда изучил ката Нэпай у Го Кенки.

21 Павел Демьянов: Я слышал такие истории о девушке, которая создала стиль Кулак Белого Журавля. В Годзю-рю большинство людей считают, что четыре ката, а именно Санчин, Сэйсан, Сансэру и Печчурин, произошли от какого-то направления стиля Журавля. Возможно, Рюрюко был учителем Хакутсуру Кэмпо … но Нэпай был из другого источника, возможно, от Го Кенки, как и предполагал Канзаки сэнсэй.

Икеда сэнсэй: Да, но мы не уверены… я сомневаюсь, что Кёда сэнсэй учился у Го Кенки, потому что в Сито-рю есть ката Нипайпо, считается, что эта форма Го Кенки, и она сильно отличается от Нэпай. Мабуни сэнсэй из Сито-Рю и Го Кенки были друзьями и, вероятно, были гораздо более близки, чем Го Кенки и Кёда. По крайней мере, я никогда не слышал, чтобы Кёда и мистер Го были друзьями. А Нэпай и Нипайпо совершенно разные по технике и основам.

22 Павел Демьянов: Может быть сэнсэй знает еще какие-то истории о Кёда Дзюхацу сэнсэе и его сыне Дзюко?

Икеда сэнсэй: Кёда Дзюхацу сэнсэй был действительно сильным человеком, но ему не удалось вступить в ряды армии, потому что его рост был менее 150 см. Он мог делать отжимания и подтягивания одной рукой, он весь состоял из мускулов. Сэнсэй Канзаки никогда не мог повторить то, что делал Кёда, он, конечно, мог делать подтягивания, но обеими руками.

В доме у Кёда сэнсэя было оборудование [для того, что сейчас называется Ходзё Ундо в Годзю-Рю], включая Какия [устройство для практики Какете].

Еще одна история о том, что Кёда сэнсэй практиковал ката Санчин на перевернутых рисовых чашках. Обычно, если кто-то наступит на рисовую чашку, она может разбиться, но контроль над балансом и собственным телом сэнсэя Кёда были на таком уровне, что он мог это сделать. Его пятки были в воздухе, на чашках были только пальцы ног и он переступал как кот. Все его движения были похожи на кошачьи, при движении он не издавал ни звука не шуршания о пол.

Канзаки сэнсэй сказал мне, что Кёда сэнсэй любил тренироваться, когда просыпался рано утром, начинал практиковать, обычно, когда вы просыпаетесь, вы слишком расслаблены и ленивы, но не Кёда. Для сна он не выбирал удобную кровать, а когда просыпался после не очень комфортного сна, он приступил к практике. Это то, что я слышал от сэнсэя Канзаки.

Когда Канзаки занимался в доме Кёда сэнсэя, там было недостаточно места, компания Кёда Дзюко разрешила тренироваться в офисном здании. На втором этаже была комната с татами (рисовыми матами), после постоянной практики Санчин татами было очень сильно разрушено.

Кёда Дзюхацу и Дзюко сэнсэи были очень крепкие в плане алкоголя, но Канзаки сэнсэй не мог так много пить. Когда Дзюхацу и Дзюко сэнсэи выпивали вместе, они начали танцевать окинавские танцы и петь окинавские песни и очень весело проводили время.

23 Павел Демьянов: Можете ли вы рассказать что-нибудь об учениках Кёда сэнсэя, которые остались на Окинаве? Ираха Чоко?

Икеда сэнсэй: Я находил это имя в некоторых японских статьях про каратэ, но мало что знаю об этом человеке, знаю, что он стал политиком на Окинаве. Но у меня нет информации о нем от сэнсэя Канзаки. Я считаю, что сэнсэй Канзаки никогда не встречал его, так же как и я. После того, как Кёда сэнсэй переехал в Беппу во время войны, они не общались с Ираха Чоко. Всю оставшуюся жизнь Кёда сэнсэй жил в Беппу Такета и больше никогда не возвращался на Окинаву.

Канзаки сэнсэй начал заниматься каратэ, когда ему исполнилось 25 лет. Я никогда не подсчитывал это раньше, но Канзаки сэнсэй тренировался около 20 лет под руководством Кёда Дзюхацу сэнсэя. Когда Канзаки сэнсэю было 25 лет, Дзюхацу сэнсэю было 63-64, а умер он в возрасте 84 лет, и это дает около 20 лет.

24 Павел Демьянов: Канзаки сэнсэй ушел от нас год назад. это большая трагедия.

Икеда сэнсэй: Да, это случилось во время твоего прошлого приезда.

25 Павел Демьянов: Я думаю, что теперь остался только Икеда сэнсэй, из тех, кто преподает Тоон-Рю. Может быть, некоторые другие ученики еще живы, такие как Ёсино сэнсэй, Мураками Кацуми сэнсэй?

Икеда сэнсэй: Я встречался с Ёсино сэнсэем дважды, он был полицейским и первоначально занимался Годзю-Рю, но я никогда не видел, как он занимался каратэ, и я понятия не имею о его навыках Тоон-Рю. Когда Ёсино сэнсэй был здесь и все в додзё занимались, он никогда не показывал свое каратэ.

Что касается сэнсэя Мураками, я никогда не встречал его лично, но Канзаки сэнсэй рассказывал мне, что сэнсэй Мураками посещал Кёда сэнсэя и расспрашивал его о ката и других вещах, но никогда не практиковал. Он написал целую книгу о Печчурин ката на основе своих вопросов. Сэнсэй Канзаки не очень хорошо относился к написанию книги без практики, это шло вразрез с его представлениями о занятиях каратэ.

26 Павел Демьянов: Кто сейчас практикует Тоон-Рю?

Икеда сэнсэй: Сейчас только в Беппу, члены нашего додзё, около 10 человек. К сожалению, я не хочу упоминать людей из Осака, потому что они хотят коммерциализировать Тоон-Рю каратэ. Они хотят преподавать Тоон-Рю во всем мире, но не понимают основ (кихон). Получив несколько уроков, не желают углублять свои знания. Они приезжали в Беппу на короткое время, чтобы практиковать, но не с таким пылким сердцем (Нессин), как ты. Они могут говорить по-английски и пытаются продавать Тоон-Рю. Эта группа, находится в Осака, раньше они занимались Сито-рю, поэтому их каратэ теперь — это копия движений Тоон-Рю, переложенная на основу Сито-Рю, а не наша настоящая школа. Они не возвращаются для корректировок и углубления своих навыков, а просто хотят использовать Тоон-Рю в своих собственных целях, даже не чувствуют разницы между основами Сито-Рю и Тоон-Рю, я не думаю, что они хотят изучать стиль.

Я могу сказать, кто очень хочет учиться, а кто нет, например, есть люди, которые тренируются с пылким сердцем (Нессин) и пытаются разобраться в мелких деталях. Что касается ребят из Осака, если бы у них было намерение углубить свои знания и усердно изучать кихон, почувствовать разницу и практиковать стили без смешения, я бы не возражал, но сейчас я разочарован. Десять человек, которые здесь в Беппу, делают все возможное, чтобы учиться, и очень стараются.

27 Павел Демьянов: Я так понимаю, что теперь вы, Икеда сэнсэй, четвертый глава школы Тоон-Рю (Ёндай Соке)?

Икеда сэнсэй: Да, это верно.

28 Павел Демьянов: У вас есть бумага от вашего учителя, подтверждающая это?

Икеда сэнсэй: Когда сэнсэй Канзаки был близок к смерти, он не выдал мне бумагу, потому что у него не было сил писать, вместо этого он пригласил меня к себе домой и попросил сделать аудиозапись.

Такахаси сан: Знаете, когда кто-то очень болен, близок к смерти, он не может все спланировать и организовать такие вещи, как выдача лицензий, он просто не может писать, он очень слаб. Конечно, документ было бы намного легче увидеть, но он просто не смог его записать. И он хотел, чтобы Икеда сэнсэй записал его волю, его голос. Возможно, его намерение было последним желанием и возможностью. Я думаю, что сэнсэй Канзаки чувствовал, что его время подходит к концу, и он сделал это ради будущего Тоон-Рю.

29 Павел Демьянов: Я понимаю, и эта история затрагивает мое сердце.

С точки зрения современного мира, может быть, это даже лучше, потому что никто не может подделать голосовую запись, в отличии от бумаги.

Возможно, на этой ноте мне бы следовало закончить наше интервью, но у меня есть еще несколько вопросов и я хочу услышать некоторые инструкции от Икеда сэнсэя о том, как практиковать каратэ, если вы не возражаете.

Икеда сэнсэй: Да, конечно. Еще раз хочу повторить, что основы очень важны, и даже для того, чтобы практиковать основы школы, нужно достичь определенного уровня.

Мое мнение таково, что вне зависимости от школы (рюха), вы должны пытаться достичь тех же целей, вы должны глубоко понимать, откуда приходит ваш баланс, как вы генерируете энергию и как ее высвобождать.

Мой способ обучения Тоон-рю такой же, как и у сэнсэя Канзаки. Вы должны тщательно практиковать и глубоко понимать основы школы. У разных людей разный уровень основ, всегда нужно стараться поднять свой уровень. Когда приходит новый ученик, я преподаю ему только основы, пока он не достигнет некоторого поворотного момента, начиная с которого у него будет минимальный уровень, чтобы начать продвинутую практику. И я считаю, что каждый каратэка должен не только практиковать, но и воспринимать, чувствовать, осознавать свой уровень основ техники.

Вы получаете это через постоянную повторяющуюся практику (ренсю). Кёда сэнсэй очень любил тренироваться, потому что он пытался подняться на более высокий уровень, он знал, что может улучшить себя, и что нет никаких пределов, но этого можно достичь только ежедневной практикой. Я научился этому у сэнсэя Канзаки, в Тоон-Рю нужно много практиковаться.

Кёда и Канзаки сэнсэи были не такими учителями, которые только преподают, они тренировались вместе с учениками, чтобы улучшить Тоон-Рю.

30 Павел Демьянов: А из чего состоит программа Тоон-Рю?

Икеда сэнсэй: Тайсо, Кихон, Ката, Кумитэ и Кобудо.

31 Павел Демьянов: Какие типы кумитэ практикуются?

Икеда сэнсэй: Каке-кумитэ — очень важно, оно должно привести к пониманию вашего противника и как обращаться с ним, с его слабыми и сильными сторонами, а также к пониманию самого себя. Очень важно сохранять равновесие. 

32 Павел Демьянов: А Иппон, Самбон кумитэ?

Икеда сэнсэй: Здесь нет четких правил, вы должны заняться собственным исследованием. Для более реалистичной практики не следует делать только кумитэ на один удар (Иппон), попробуйте его сериями в 2-3-4 удара. И на разных уровнях техники вы должны осознавать себя, контролировать скорость и силу, чтобы не получать травмы.

33 Павел Демьянов: Я уже потратил много вашего времени, сэнсэй и времени Такахаси Сан. Думаю, что я должен перестать докучать вам вопросами. Может быть, вы хотите дать несколько советов практикующим каратэ напоследок?

Икеда сэнсэй: Да, я верю в основы (кихон), которые являются самой важной вещью в каратэ. Есть много школ (рюха) по каратэ, и вы должны прояснить для себя разницу в основах.

Есть додзё с большим количеством людей, которые выглядят эффектно и действуют публично, но додзё Тоон-Рю отличается, нет соревнований, нет демонстраций, нет призов, мы придерживаемся основ.

34 Павел Демьянов: Вы не разрешаете видео и не ведете интернет-курсы, может быть, поэтому у вас все еще есть что-то из старой школы каратэ без изменений.

Икеда сэнсэй: Да. И, возможно, именно поэтому нас так мало [он смеется]. Однако я верю в эту традицию и не хочу ее менять.

Напоследок я хочу сказать, что, поскольку вы понимаете основы, вы можете преподавать в России, но я хочу, чтобы вы придерживались той же позиции, что и я в отношении основ. Если люди в России хотят изучать у вас Тоон-Рю, то это не проблема, но я хочу, чтобы было ясно, что копирование ката — это не то же самое, что практиковать стиль, люди должны глубоко понимать идеи Тоон-Рю, которые проистекают из основ.

35 Павел Демьянов: сэнсэй, спасибо вам огромное за уделенное время. Я очень ценю ваши знания и мудрость. И спасибо Такахаси сан, за ваш перевод..

Икеда сэнсэй: И вам спасибо!

Такахаси сан: Я была рада помочь, спасибо!

Sai

Приложение.

Интервью было взято в 2019 году, но из-за нехватки свободного времени, руки дошли до него только через год. Может быть, это даже лучше, потому что теперь я больше понимаю стиль и перенял всю систему.

Когда я впервые узнал о кобудо Тоон-Рю, Икеда-сэнсэй называл практикуемые ката как Кон (посох) и Саи (трезубец), он сказал мне, что они все время так их называли. Теперь известны названия кобудо ката, далее я попытался описать учебную программу Тоон-Рю и дать некоторые комментарии:

Тайсо — набор подготовительных упражнений, включающих разминку, растяжку, отжимания на костяшках кулаков и пальцах ног, пресс и тп.

Кихон — набор базовых ударов руками и ногами, блоков на месте и в движении;

Список Ката:

  • Кихон 1: Ката, созданное сэнсэем Кёда Дзюхацу;
  • Кихон 2: Ката, созданное сэнсэем Кёда Дзюхацу;
  • Санчин: Ката сэнсэя Хигаонна Канрё;
  • Шихоукэ: «Прием (блокирование) из четырех направлений», ката, созданное Канзаки Шигекадзу, включает в себя базовые блоки, повороты, удары руками и ногами, которое трудно освоить, отправная точка для изучения продвинутых ката Тоон-Рю;
  • Канъю Сэйсан: ката, полученное Кёда Дзюхацу сэнсэем от старшего двоюродного брата сэнсэя Хигаонна Канрё, Хигаонна Канью (отличается от всех других версий окинавского ката Сэйсан);
  • Сансэру: Ката сэнсэя Хигаонна Канрё;
  • Кова (Кихон 3): Ката созданное Кёда Дзюко и Канзаки Шигекадзу сэнсэями. Название происходит от кандзи имен Кёда Дзюко (КО) и Канзаки Шигекадзу (ВА). Ката включает в себя различные техники ударов ногами, а именно: мае-гери, маваси-гери, йоко-гери, усиро-гери и нидан- гери. Эмбусен Ката используется для подготовки каратэка к изучению Ябу но Дзион Ката;
  • Ябу но Дзион: Ката, предположительно созданное сэнсэем Ябу Кенцу, адаптированное к базе Тоон-Рю;
  • Печчурин: Ката сэнсэя Хигаонна Канрё, дословно, “100 соединенных шагов”, существенно отличается от ката Супаримпэ “108” стиля Годзю-Рю;
  • Нэпай: Ката имеет ярко выраженный китайский оттенок, предположительно изучено сэнсэем Кёда Дзюхацу у Го Кенки или из другого источника;

Кумитэ:

  • Иппон Кумитэ: поединок на один удар;
  • Нихон Кумитэ: поединок на два удара;
  • Самбон Кумитэ: поединок на три удара;
  • Какэ Кумитэ: Поединок начинающийся из техники “липких рук;
  • Бункаи Кумитэ: парное исследование ката;

Список Ката Кобудо: (Старое Рюкю Кобудо, предположительно от Тайра Синкена, или Ябику Модена, или из других источников)

  • Цукен Ситахаку но Сай: Ката от Кёда Дзюхацу сэнсэя;
  • Чатан Яра но Сай: Ката от Кёда Дзюхацу сэнсэя;
  • Суэёси но Кон: Ката от Кёда Дзюхацу сэнсэя;
  • Нунчаку: только кихон, но не ката.

Дополнительные упражнения и техники:

  • Роккисю: Набор техник рук, похожий на присутствующие в ката Годзю-Рю Тэнсё и в ката Уэчи-Рю Канчин. Это не ката;
  • Тэн-и-Хаппо: Набор уклонов в восьми направлениях, предположительно скомпонованных Канзаки Шигекадзу сэнсэем, с приемом атак, продолжаемых контратакой, включает в себя помимо прочего выведение противника из равновесия с последующей низкой круговой подсечкой;
  • Удэ Китаэ: набивка предплечий, предшествует кумитэ;
  • Аси Китаэ: набивка голеней, предшествует кумитэ.

P.S. Икеда сэнсэй предоставил мне копию голосовой записи о передаче школы Тоон-Рю от Канзаки к Икеда.

Древо Соке школы Тоон-Рю выглядит следующим образом:

1 Соке: Кёда Дзюхацу

2 Соке: Кёда Дзюко

3 Соке: Канзаки Шигекадзу (Дзюва)

4 Соке: Икеда Шигехидэ (Дзюсю)

P.P.S. Все ошибки мои, языковой барьер все еще проблема. Если у вас есть вопросы, я с радостью отвечу на них.

Павел Демьянов.

Bo2

1 Pavel Demyanov: Good day sensei! Please name yourself. And if you had a chinese name?

Ikeda sensei: My name is Ikeda Shigehide. I don’t have chinese name

2 Pavel Demyanov: What was family of sensei? Father, Mother?

Ikeda sensei: My mother is already passed away and my father is in good health in his 89. In my family we had 4 members, i have a sister 2 years older than me.

3 Pavel Demyanov: What was birthplace of sensei?

Ikeda sensei: Oita Province, Usa town, Hokyoji.

4 Pavel Demyanov: And all your life you live in Beppu in Oita prefecture?

Ikeda sensei: I moved to Beppu when i turned 40. Until my university i was living in Usa city. After that I moved to Tokyo to enter university and until 29 i lived there. When i turned 30 i got the job in Northern Kyushu, so from 30 to 39 i lived in Fukuoka and then i moved to Beppu.

5 Pavel Demyanov: I would like to ask some questions about your karate career. When you started to practice karate and what style?

Ikeda sensei: I started my karate career when i was 18 when i moved to Tokyo. From the very beginning i practiced Goju-Ryu, it was about 6 months. It was Higaonna Morio sensei in Yoyogi dojo. 

In the university i met a great teacher of Shito-Ryu style whos thrust was amazing. It was such a thrust that it penetrated to the back with just a touch of the belly I had never seen before. I was very impressed by his skills,  after half a year of Goju-Ryu i switched to Shito-Ryu and practiced until the age of 29, about 11 years long. Nishida sensei has already passed away, but aside of the knowledge that i received from him he played a biggest role in my karate career, he introduced me to a Touon-Ryu teacher, Kanzaki Shigekazu sensei and that how it happened.

Nishida sensei was my instructor in Tokyo, according to my job career plans i was going to move to the island of Kyushu. Nishida sensei told me that it is very close to the place where Kyoda Juhatsu sensei taught his Touon-Ryu and it would be very interesting if I go and learn Pecchurin kata from him.

Nishida sensei believed that Kyoda sensei is still alive. However when i visited Kyoda sensei’s housе there was only Kyoda Juko (The son of Kyoda Juhatsu) sensei’s wife living there. Unfortunately both of them the father and the son had already passed away. And Juko sensei’s wife introduced me to Kanzaki sensei.

6 Pavel Demyanov: So Kanzaki sensei was treated as a number one student of Kyoda sensei back those days?

Ikeda sensei: Yes.

7 Pavel Demyanov: Who else was in the group or dojo of Kanzaki sensei back then? Maybe other students of Kyoda sensei?

Ikeda sensei: When i first met Kanzaki sensei i had no chance to understand the background of the situation. Those times i did not see another members, i was an outsider and wasn’t introduced to other students. We practiced head to head with Kanzaki sensei. 

8 Pavel Demyanov: What was training under Kanzaki like?

Ikeda sensei: Kanzaki sensei taught me only sanchin from the beginning.

9 Pavel Demyanov: And for how long?

Ikeda sensei: I first met Kanzaki sensei when i was 21 and i was more with Nishida sensei those days. But back thet i returned home for two times a year and every time Kanzaki sensei had taught me.

10 Pavel Demyanov: So it was short period private lessons with Kanzaki sensei those days?

Ikeda sensei: Yes, i mainly practiced Shito-Ryu until 29 but i also learned Sanchin from Kanzaki sensei. At the age of 30 years i moved to Fukuoka. 

For about 10 years before that I was doing both Shito-Ryu and Touon-Ryu, but after all I realized that Shito-Ryu did not have the basics for me to keep going for a long time and the basics to raise my level, which i was looking for. I finished with Shito-Ryu and focused only on Touon-Ryu, from that point i could take a lesson more frequently, once a week. Next ten years until i turned 40 i had a private lessons with Kanzaki sensei once a week when i came to Beppu.

11 Pavel Demyanov: I have a question about sanchin practice. Was it explanation of every move, some applications (bunkai) or only stepping?

Ikeda sensei: Before i moved to Fukuoka i only studied Sanchin kata, the way of correct stepping, punching, turning, the way of breathing and tensing the muscles and was tested “shime”. It was only basics (Kihon) practice. When i moved to Fukuoka and focused on Touon-Ryu with my full power, made it my main style, i started to receive advanced teachings.

12 Pavel Demyanov: Was there some kakete, kumite or something like this? Or only Sanchin kata.

Ikeda sensei: Only when i started to learn Touon-Ryu zealously as a main style. The way of teaching of Kanzaki sensei was like that: “if you can’t do Sanchin — you can do nothing.” Kanzaki sensei made me focus on sanchin kata for a long time because it is number one of  importance and it is the basics. 

13 Pavel Demyanov: As i can see now no one from Kanzaki sensei’s descendants practice Touon-Ryu. Is that so?

Ikeda sensei: Kanzaki sensei had a son who practiced Touon-Ryu until 18 years old, he received brown belt but then he went to enter university. He stopped practice and never started again.

14 Pavel Demyanov: If we speak about history and roots, Touon-Ryu and Goju-Ryu have the same roots and i practice both styles. I understand that now there aren’t any documents but maybe sensei knows something new for me. Maybe Kanzaki sensei told you something about Ryuryuko and chinese roots?

Ikeda sensei: Higaonna Kanryo sensei was in China for 9 years. When he was there he found Ryuryuko’s grandson drowning in the river and saved him. Ryusyuko was very happy and send for Higaonna that’s how relationship started. In gratitude for saving this life Ryuryuko started to teach Higaonna Kanryo. That’s how Higaonna Kanryo learned karate. That’s the story i know.

15 Pavel Demyanov: As i know now in China they practice both barehanded and weaponed martial arts in the same school. Some people write in books that Higaonna Kanryo learned weaponry in China. If you know something about that? 

Ikeda sensei: I only know things that i learned from Kanzaki which he learned from Kyoda sensei. It is Bo-jutsu and Sai-jutsu, but i don’t know where exactly Kyoda sensei learned it from.

16 Pavel Demyanov: Touon-Ryu, the school of Kyoda sensei is dedicated to two persons of Higaonna family, namely Higaonna Kanryo and Higaonna Kan’yu senseis. We know a lot about Kanryo sensei from Goju-Ryu researchers, what can you tell us about Kan’yu sensei?

Ikeda sensei: They were relatives. Kan’yu sensei taught to Kyoda sensei his version of Seisan kata. Kyoda sensei was a student (Deshi) of Kanryo sensei but the fact that they were relatives made this happen.

17 Pavel Demyanov: As i understand, neither Kanzaki sensei nor Ikeda sensei were taught Kanryo sensei’s version of Seisan kata, is that correct?

Ikeda sensei: Yes, correct. As i heard from Kanzaki sensei, the idea of Kyoda sensei was that people can learn Kanryo Seisan anywhere because of widely spreaded Goju-Ryu and he wanted to preserve the rare kata of Kan’yu sensei.

Kyoda sensei saw the importance of katas that were rare and relatively unknown, he saw his mission in preserving it for further generations.

18 Pavel Demyanov: As i can see Yabu no Jion kata there are many moves and techniques that are executed in different way then in modern styles. In my opinion it looks much older than what i saw in the internet. 

Ikeda sensei: Yes Kyoda sensei selected katas that were mostly unknown and pass it to the next generation unchanged. He learned it directly from Yabu Kentsu sensei.

19 Pavel Demyanov: I believe that this kata preserved untouched by intentions of Itosu sensei in simplifying karate methods for schools and army. What do you think?

Ikeda sensei: Yes maybe. Yabu Kentsu taught Kyoda sensei in teachers college (shihan gakko) that is all i know.

20 Pavel Demyanov: Maybe you know something about chinese martial artists on Okinawa, Go Kenki and To Daiki?

Ikeda sensei: I never heard of To Daiki. But Go Kenki was a character of Kanzaki sensei’s stories. 

The story is next, about 300 years ago in China there were a lady whose father was killed and she wanted to do a revenge and she invented her fighting which were also preserved in kata Neipai. Kanzaki sensei assumed that Kyoda sensei learned Neipai kata from Go Kenki.

21 Pavel Demyanov: I heard that kind of a stories about the lady who created White Crane Fist style. In Goju-Ryu most of the people believe that all these 4 katas, namely Sanchin, Seisan, Sanseiru and Pecchurin, came from some stem of Crane style. Maybe Ryuryuko was a teacher of Hakutsuru Kempo.. but Neipai came from different source supposedly from Go Kenki just like Kanzaki sensei assumed.

Ikeda sensei: Yes but we are not sure.. i am not sure that Kyoda sensei learned from Go Kenki, because there is also Nipaipo kata in Shito-Ryu that believed to be Go Kenki’s kata and they differs a lot. Mabuni sensei from Shito-Ryu and Go Kenki sensei were friends and were supposedly to be much more close to each other then Go Kenki and Kyoda sensei. At least i never heard that Kyoda and Mr. Go were ever a friends. Nepai and Nipaipo are completely different in kihon and waza.

22 Pavel Demyanov: Maybe sensei knows some more stories about, Kyoda Juhatsu and Juko (his son)?

Ikeda sensei: Kyoda Juhatsu sensei was a really strong man but he failed to join the army because his height was less than 150 cm. He could do push-ups and pull-ups with one hand he was a solid muscle. Kanzaki sensei was never able to repeat what Kyoda did, he off course could do pull-ups but with both hands.

Kyoda sensei had some equipment in his house [for what is now called a Hojo Undo in Goju-Ryu] including Kakiya [a device for practicing Kakete].

Another story that Kyoda sensei practiced Sanchin kata on rice cups turned upside down standing on his feet fingers. Usually if one step on the rice cup it can break but the weight and body control of Kyoda sensei was on such level that he could do it. His heels were in the air and he walked like a cat. His all moves were like a cat, making no sound no rustles on the floor.

Kanzaki sensei told me that Kyoda sensei loved to practice, when he woke up at the morning he started to practice, usually when you wake up you are too relaxed and lazy but not Kyoda. When he slept he did not choose comfortable bed and when he awakened after not very comfortable sleep he proceeded to practice. That’s what i heard from Kanzaki sensei. 

When Kanzaki sensei practiced at Kyoda’s house there was not enough space. And Kyoda Juko’s company allowed to train in the office building. At the second floor there was a room with tatami (rice matts) and after long time of Sanchin practice tatami was very much destroyed.

Kyoda Juhatsu and Juko senseis was very strong to alcohol but Kanzaki sensei couldn’t drink so much. When Juhatsu and Juko senseis drank they started to dance okinawan dances and sing okinawan songs and had a very fun time.

23 Pavel Demyanov: Can you say something about Kyoda sensei’s students that left on Okinawa? Iraha Choko?

Ikeda sensei: I found this name in some japanese articles on karate but i don’t know much about this man, i know that he became a politician on Okinawa. But i don’t have information about him from Kanzaki sensei. I believe that Kanzaki sensei had never met him as well as i am of course. After Kyoda sensei moved to Beppu during war times i don’t think that they communicated with Iraha Choko after that. The rest of his life Kyoda sensei lived in Beppu Taketa and never get back to Okinawa again.

Kanzaki sensei started his karate career when he turned 25. I never counted it before but Kanzaki sensei had at about 20 years of practice under tutelage of Kyoda Juhatsu sensei. When Kanzaki was 25, Juhatsu sensei was 63-64, Juhatsu sensei passed away at the age of 84 and it gives about 20 years.

24 Pavel Demyanov: It is a big tragedy for me that Kanzaki sensei passed away a year ago.

Ikeda sensei: Yes during your visit last year.

25 Pavel Demyanov: And i think that now Only Ikeda sensei left who teach Touonryu. Maybe some other students are still alive, like Yoshino sensei, Murakami Katsumi sensei?

Ikeda sensei: I have met Yoshino sensei twice, he was a police officer and originally practiced Goju-Ryu, but i never seen him doing karate and i have no idea about his Touon-Ryu skills. When Yoshino sensei was here and everybody in the dojo was practicing, he never shown his karate.

As for Murakami sensei, i had never met him personally but what Kanzaki sensei told me is that Murakami sensei visited Kyoda sensei and questioned him about kata and other things but never practiced. He wrote a whole book about Pecchurin kata based on his questions. Kanzaki sensei had not a good feeling about writing a book without practice, it wasn’t his way of thinking about karate.

26 Pavel Demyanov: Who else practice Touon-Ryu now?

Ikeda sensei: Now only in Beppu, members of our dojo, about 10 people. Unfortunately i don’t want to mention the people from Osaka because they want to commercialize the Touon-Ryu karate. They want to teach Touon-Ryu worldwide but they don’t understand the basics. Having had a few lessons and don’t want to advance their practice. They came to Beppu to practice for a short period but not with a flaming heart (Nesshin) like you. They can speak english and try to sell Touon-Ryu. The group based in Osaka and practiced Shito-Ryu before so their karate now is Touon-Ryu moves adopted to Shito-Ryu basics, not the genuine school. They do not come back for corrections and deepening of their skills, just want to use Touon-Ryu for own reasons. They don’t even feel the difference between Shito-Ryu and Touon-Ryu basics, i don’t think that they want to learn it. 

I can tell you who are very eager to learn and who are not, for example there are people who train with flaming heart (nesshin) and try to get into small details. As for the Osaka guys, if they would had an intention to deepen their knowledge and zealously learn kihon and feel the difference and practice styles without mixing I wouldn’t mind, but now i dissatisfied. Ten people who are here in Beppu they are doing their best to learn and are very eager.

27 Pavel Demyanov: As i understand, Ikeda sensei is number 4 head of the school (yondai soke)?

Ikeda sensei: Yes, that is correct.

28 Pavel Demyanov: Do you have a license from your sensei about it?

Ikeda sensei: When Kanzaki sensei was close to pass away he did not gave me a paper, because he had no power to write, instead he invited me to his house and asked to make a voice record.

Takahashi san: You know, when someone is very ill, near to death, they can not plan everything and arrange things like giving licenses, you just can’t write, you are very weak. Of course a document would be much easier to see but you just can’t write down the document.  And he wanted Ikeda sensei to record his will, his voice. Maybe speaking his intention was his last wish and opportunity. I think that Kanzaki sensei felt that his time is shortened and he did it for the sake of Touon-Ryu future.

29 Pavel Demyanov: I understand, that story touches my heart.

From the modern world point of view maybe that is even better because no one can make fake voice record apart from the paper.

Maybe on this note we would have to over our interview but i have some more questions and want to hear some instructions from Ikeda sensei on how to practice katare if you don’t mind.

Ikeda sensei:  Yes of course. Once again i want to repeat that the basics are very important and even to practice basics of the school one should achieve a certain level.

My opinion is that it doesn’t depends on school (ryuha ) you should try to reach the same goals, you should deeply understand where you balance comes from, where you generate power from and how to release it.

My way of teaching Touon-Ryu is the same as of Kanzaki sensei. You should thoroughly practice and deeply understand the basics of the school. Different people have different level of basics, one should always try to raise the level of his basics. When a new student come i will teach him only basics until he reaches some pivot point from where he have a minimum level to start advanced practice. And i believe that every karateka should not only practice but he must perceive, feel, realize his own level of basics.

You receive it through continuous repeated practice (renshu). Kyoda sensei was very fond of it because he tried to get the higher level he knew that he can improve himself and there is no limits, but you can do it only by daily practice. I learned it from Kanzaki sensei, Touon-Ryu needs a lot of practicing.

Kyoda and Kanzaki sensei wasn’t a teacher who only teach, they were practicing together with the students in order to improve Touon-Ryu.

30 Pavel Demyanov: What is the curriculum of Touonryu?

Ikeda sensei: taiso, kihon, kata, kumite and kobudo.

31 Pavel Demyanov: What type of kumite do you practice?

Ikeda sensei: Kake-kumite is very important, it is to understand your opponent and how to treat him, his weak and powerful sides and also your own. It is very important to keep the balance. 

32 Pavel Demyanov: What about Ippon, Sambon kumite?

Ikeda sensei: There is no straight rules about it, you should do self exploration. To do more realistic practice one should not do only one punch kumite (Ippon), try it with 2-3-4 series. And on different level you should realize yourself, control speed and power and not get injured.

33 Pavel Demyanov: I already spend a lot of sensei’s time and Takahashi san’s time too. I think i should stop bothering you. Maybe you want to say some advice to karate practitioners?

Ikeda sensei: Yes, i believe in basics which is the most important thing in karate. There are a lot of schools (ryuha) in karate and you should make it clear for yourself especially the difference in basics.

There are dojos with a lot of people that are showy and public, Touon-Ryu dojo is different, no competitions, no demonstrations no prizes, we stick with the basics. 

34 Pavel Demyanov: You do not allow videos and internet courses maybe that’s why you are still have something from old school karate unchanged.

Ikeda sensei: Yes. And maybe that’s why we are in such a small numbers [he laughs]. However i believe in this tradition and do not want to change it.

In the end i want to say that as long as you understand basics you can teach in Russia but i want you to hold the same line as me concerning the basics. If people in Russia want to learn Touon-Ryu from you it is ok, but i want it to be clear that copying kata is not the same as practicing the style, people should deeply understand the thoughts of Touon-Ryu which comes through basics.

35 Pavel Demyanov: Thank You sensei for your time. I very appreciate your wisdom. And thank you Takahashi san for your translation.

Ikeda sensei: Thank you too!

Takahashi san: It is my pleasure, thank you!

Appendix.

The interview was taken in 2019 but due to the lack of free time i only put my hands on it a year after. Maybe this is even better because now i have better understanding of the style and received a whole system.

When i first knew about kobudo of Touon-Ryu Ikeda sensei addressed to the practiced kata as Kon (the staff) and Sai ( the trident) and he told me that they just called it like that before. Now the kobudo kata names are investigated and next i give a curriculum of Touon-Ryu and some comments as follows:

Taiso — a set of preparational exercises that includes warming up, stretching, push ups using knuckles and feet fingers, abs etc;

Kihon — a set of basic blocking, punching, kicking and striking as well as standing and in motion;

Kata List:

  • Kihon 1: Kata made by Kyoda Juhatsu;
  • Kihon 2: Kata made by Kyoda Juhatsu;
  • Sanchin: Kata of Kanryo Higaonna;
  • Shihouke: “Receiving from four directions”, kata made by Kanzaki Shigekazu, includes basic blocking, turning, punching and kicking, hard to be mastered, a starting point to learn advanced Touon-Ryu Kata;
  • Kan’yu Seisan: a kata taught to Kyoda Juhatsu by Higaonna Kanryo’s elder cousine, Higaonna Kan’yu (differs from any other Okinawan Seisan);
  • Sanseiru: Kata of Kanryo Higaonna;
  • Kowa (Kihon 3): Kata made by Kyoda Juko and Kanzaki Shigekazu senseis. Name comes from the Kanji of the names of Kyoda Juko (KO) and Kanzaki Shigekazu (WA) senseis. Kata includes multiple kicking techniques, namely mae geri, mawashi geri, yoko geri, ushiro geri and nidan geri. A kata embusen used to prepare karateka to learn Yabu no Jion Kata;
  • Yabu Jion: Kata supposedly made by Yabu Kentsu sensei, adopted to Touon-Ryu Kihon;
  • Pecchurin: Kata of Kanryo Higaonna, verbatim “100 joint steps”, essentially differs from Suparimpei “108” of Goju-Ryu  ;
  • Neipai: Kata has a very chinese flavour, supposedly learned by Kyoda Juhatsu from Go Kenki or other source of chinese martial arts;

Kumite:

  • Ippon Kumite: one punch kumite;
  • Nihon Kumite: two punch kumite;
  • Sanbon kumite: three puch kumite;
  • Kake Kumite: Kumite starting from pushing hands;
  • Bunkai Kumite: exploration of kata in pairs;

Kobudo Kata List: (Ryukyu Kobudo Kata supposedly came from Taira Shinken or Yabiku Moden or other sources)

  • Tsuken Shitahaku no Sai: Kata of Kyoda Juhatsu;
  • Chatan Yara no Sai: Kata of Kyoda Juhatsu;
  • Sueyoshi no Kon: Kata of Kyoda Juhatsu;
  • Nunchaku: only kihon, not a kata

Additional exercises:

  • Rokkishu: A set of hand techniques similar to Goju-Ryu Tensho Kata and Uechi-Ryu Kanchin Kata .It is not a kata. ;
  • Ten-i-happo: A set of evasions in eight directions, supposedly made by Kanzaki Shigekazu, with receiving attacks, continued by counter attacks, includes pushing an opponent of balance with following low circular foot sweep;
  • Ude Kitae: arms conditioning, preceding kumite,
  • Ashi Kitae: legs conditioning, preceding kumite,

P.S. Ikeda sensei provided me with a copy of voice record about passing the Touon-Ryu school from Kanzaki sensei to Ikeda sensei.

Touon-Ryu soke lineage are now as follows:

1 Soke: Kyoda Juhatsu

2 Soke: Kyoda Juko

3 Soke: Kanzaki Shihekazu (Juwa)

4 Soke: Ikeda Shigehide (Jushu)

P.P.S. All mistakes are mine language barrier is still a problem. If you have some questions i will gladly answer.

Pavel Demyanov.