Интервью с Тояма Дзенсю

Тояма Дзенсю 10-й Дан Ханси, Годзю-Рю

(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 06.03.2018.

Toyama_217

В данной статье приводится интервью сенсея Тояма журналу Classical Fighting Arts, опубликованное в CFA vol 2 no 24 issue 47.

Интервью проведено в Окинава Сити в апреле 2013.

Журналист: Тояма Сэнсэй, большое спасибо, что пригласили нас в ваш дом, мы ценим возможность поговорить с вами. И спасибо также за прекрасный семинар, который вы для нас провели.

Тояма Дзенсю: Добро пожаловать! Я ценю возможность поговорить с вами о дэнто каратэ [традиционное каратэ]. Одна из вещей, о которых я хотел бы поговорить, — это то, как каратэ меняется в течение вашей жизни. Например, до сорока лет, естественно, большой акцент делается на силе, но после этого оно меняется.

Журналист: Это именно то, что я хотел бы обсудить, потому что за пределами Японии так мало высококлассных инструкторов, с которыми мы можем обсуждать такие вопросы.
Тояма Дзенсю: Я знаю из вашего журнала, что вы хорошо разбираетесь в истории каратэ Окинавы. Поэтому вы знаете, что это никогда не было точной наукой как таковой, и история и техника, как правило, передаются из уст в уста, а часто за пределами додзё.
Мы узнаем историю нашего стиля от наших инструкторов.
Додзё — это место, где вы практикуетесь, а учитель исправляет вашу технику. Но, пожалуй, не меньше мы узнали разговаривая с нашими преподавателями неформально, например, выпивая в Идзакая [традиционный бар]. Я уверен, что, когда я начну рассказ, вы услышите то, что уже слышали раньше, поэтому остановите меня, если что.

Журналист: Я и не мечтал об этом! Прислушиваясь к каждой версии событий, часто можно собрать полную историю, которая соответствует историческим фактам. В результате мы можем опубликовать более полную и точную историю каратэ. Мне очень нравится Мукаси-банаси (истории, байки). Это то, что делает историю каратэ настолько богатой, такой интересной, но иногда и такой противоречивой. Однако мы должны быть осторожны, чтобы отделить факты от вымысла!

Могу я спросить, когда вы начали тренироваться?

Тояма Дзенсю: Конечно. Это было примерно в 1954 или 1955 году через год после того, как Сэнсэй Тогучи открыл свое додзё. В то время мне было девятнадцать, но на самом деле я не относился серьезно к каратэ, пока мне не исполнилось около двадцати пяти лет.

Журналист: Какими были тренировки в то время?

Тояма Дзенсю: В основном то же, что и сейчас, хотя были некоторые различия в  интенсивности. Сначала мы практиковали Дзюмби Ундо, Ходзё Ундо, как шагать взад и вперед [в стойке санчин] и так далее. В те дни мы уделяли больше времени на каждое упражнение перед тем, как перейти к следующему упражнению, пока не приобретали достаточное умение в том, что изучали. Обучение было очень тяжелым и строгим.

Мы тренировались так сильно, что потом едва могли ходить. Как я сказал ученикам на вашем семинаре, некоторые люди теоретизируют, что Годзю-Рю практиковалось на морских судах, и поэтому мы используем близкую дистанцию и укоренившиеся позиции, чтобы сохранить равновесие, даже если поверхность, на которой мы стоим нестабильна.

В отличие от Сёрин-Рю, Годзю-Рю предназначено для борьбы на близком расстоянии, поэтому наши техники — круговые, текучие и предназначены скорее для уклонения и отвода, чем для блока. Однако в Годзю-Рю все изменилось. Когда вы так пробиваете (выполняет очень быстрый короткий удар, когда рука удерживается близко к телу с внутренней стороной ладони направленной вверх [Ура Цуки]), даже если ваш оппонент намного больше, вы можете использовать свой вес, чтобы сбить его с ног. Однако, если вы полностью вытянете руку (демонстрирует) то больше для вас нет вариантов.

Вот почему в Годзю-Рю вы сталкиваетесь со своим противником в короткой стойке Санчин Дачи, вместо позиции под углом, как в Сёрин-Рю. Эта стойка может быть успешно применена к современным видам спорта, таким как волейбол, где нужно быстро и решительно двигаться в небольшой области.

Санчин — основа нашего стиля и моего учения. Так же всегда было и у Сэнсэя Тогучи. Когда мы шли куда-то с ним, и его просили показать каратэ, он всегда велел нам исполнять Санчин. Вы должны принять правильную позицию (демонстрирует), а также вцепиться в пол, как осьминог своими щупальцами, чтобы сохранить равновесие. Это самые основные элементы практики ката Санчин, но в наши дни их часто не учат. Жизненно важно принять правильную позицию, занизить центр тяжести, а затем вцепиться пол. На материке (Япония) они так не учат, поэтому они не имеют стабильности и легко могут быть опрокинуты.

В какой-то момент я стал очень одержим исследованием стабильности в позиции Санчин, даже больше, чем Тогучи сэнсэй. Поскольку у меня есть родственники, которые живут близко к океану, я выходил на лодки и проверял мою позицию Санчин на воде. Никто не учит истории Санчин и причине того, почему стойка такова. Все говорят ученику: ”Делай это так”, вот и все. Тогучи Сэнсэй на самом деле не заострял на этом внимание, как некоторые другие учителя.

В эти дни многие инструкторы каратэ ездят за границу, чтобы преподавать, чтобы пиарить себя и свой стиль. Они не очень заинтересованы в глубинах каратэ, только во внешней стороне. Со своей стороны я хочу сохранить традиционные методы каратэ, глубже проникнуть в его тайны, а не просто заниматься поверхностными аспектами.

Я думаю, что вместо того, чтобы преподавать случайным образом, они должны больше учиться самим, чтобы консолидировать свои знания, иначе они будут опускать уровень каратэ, распространяя его по всему миру. Это часть нашей культуры, поэтому ему нужно позволить развиваться дома.

Каратэ — это будо, а не спорт. В спортивном каратэ, если кто-то выигрывает матч, на этом основывается его репутация, всего лишь секунда или около того, поворот судьбы или удача, ничего ценного. Тем не менее, настоящий будока, тот, кто долгие годы стремится совершенствовать свои способности и характер на протяжении долгой и тяжелой подготовки, это тот, кого мы все можем уважать и кем восхищаться, человек, который имеет ценность для общества, в котором он живет.

Может быть, спортивное каратэ будет доминировать в конце концов, и настоящее каратэ исчезнет, я не знаю. Мне кажется, что сейчас к настоящему каратэ меньше интереса.

Журналист: Что касается Соединенных Штатов и Европы, я бы, с уважением, не согласился. Традиционное каратэ, в истинном смысле этого слова, переживает период быстрого и устойчивого роста там. Люди начали понимать, что то, что они делают, это не будо каратэ или будзюцу, и поэтому они приезжают на Окинаву, чтобы тренироваться с такими учителями, как вы, как сэнсэй Хигаонна, сэнсэй Симабукуро и другие.

Тояма Дзенсю: Вы (журнал CFA) так много знаете об истории окинавского каратэ, что вас следует благодарить за этот новый интерес к будо-каратэ. В конце концов, вы привозите  студентов со всего мира для обучения с нами, и, очевидно, они очень заинтересованы в денто-каратэ [традиционное каратэ]. Если мы добиваемся прогресса, то это из-за того, что вы цените, понимаете и знаете настоящее каратэ.

Журналист: Это не только мы, мы только вносим небольшой вклад. Многие люди участвуют в сохранении и продвижении окинавского будо-каратэ; например, старшие инструкторы с Окинавы, такие как вы, Окинава Кен Каратэ Рэнгокай, Каратэ До Кенкюкай и т. д. Большинство наших членов, которые тренируются здесь на этой неделе, начинали с изучения спортивного каратэ и постепенно пришли к источнику, так как их опыт заставил их подвергнуть сомнению то, чему их учат. Интеллектуальные люди задают вопросы, и только будо-каратэ может дать удовлетворительные ответы. Один из членов этой семинарской группы сказал мне: “Мое любопытство, удовлетворено по многим аспектам, просто потому, что я имел возможность спросить ведущего авторитета лично. Удивительно!” Все, что мы делаем, это организуем занятия с лучшими классическими учителями окинавского каратэ, вот и все. Остальное зависит от самих участников.

Тояма Дзенсю:Когда боевое искусство становится спортом, всегда есть моральные и культурные последствия. Я приведу вам пример, сумо — национальный вид японских единоборств, и его всегда отличали достойное поведение, хорошие манеры и сдержанность. Теперь, однако, некоторые сумотори, когда они выигрывают матч, ведут себя почти так, как будто они забили гол в американском футболе. Это не только недостойно, но и очень унизительно для их противника. Спорт — это игра, победа или проигрыш — это мало что значит. Избиение противника — это не вопрос радости и размышления. Я обеспокоен отсутствием человечности и состраданием в наши дни, мы, кажется, потеряли наше чувство нравственности. Люди будут делать все, чтобы идти вперед, не заботясь о других. Это все равно, что развязать войну ради мира, это просто не имеет смысла. Мы не должны относиться так друг к другу.

Наша школа называется Синдзикан, и я считаю, что наш метод обучения учит состраданию, человечности и делает вас честным членом общества. Важно иметь чистое сердце и полностью сосредоточиться на том, что вы делаете. Изучать историю каратэ и использовать то, чему вы учитесь, чтобы улучшать себя. Чтобы опираться на вашу не только физическую силу, но и ментальную.

Журналист: Почему вы начали заниматься каратэ, сэнсэй?

Тояма Дзенсю: По той же причине, что и все остальные, я полагаю, быть сильным и быть победителем. Мы проиграли войну, наша страна (Окинава) была оккупирована, и у нас не было эффективного способа борьбы с большими людьми. Однако наша культура все еще была сильной, и каратэ была ее частью, поэтому я чувствовал, что могу дать себе такую возможность, погрузившись в изучение каратэ.

В то время у нас было очень еды и материальных ценностей. Мы потеряли все, поэтому люди были очень деморализованы. Поэтому мы обратились к культуре наших островов, чтобы облегчить наши страдания и поднять наш дух. Я был здесь во время войны, я не был эвакуирован на Кюсю. Когда мне было девять или десять лет, я жил близко к тому месту, где мы встретились этим утром, и я очень хорошо помню все.

Журналист: Почему вы решили присоединиться к додзё Тогучи сэнсэя?

Тояма Дзенсю: Я работал на базе Кадена в парикмахерской, и один из моих старших товарищей, Сакаи Сан из Осима, тренировался в додзё Тогучи сэнсэя, таким образом я и попал в Додзё. После того, как вы сказали мне, что вечером искали старые фотографии, я просматривал свои альбомы и нашел несколько фото Додзё Тогучи Сэнсэя из 1950-х годов. Вы не можете себе представить, сколько воспоминаний появилось в моей голове.

Toguchi DojoЖурналист: Когда вы были учеником Сэнсэя Тогучи, он когда-либо упоминал своего учителя, Мияги Тёдзюна?

Тояма Дзенсю: Мияги Сэнсэй умер незадолго до того, я как присоединился к додзё Тогучи Сэнсэя. Тогучи Сэнсэй был также учеником Хига Сэйко Сэнсэя, который был додзё кёдай (брат по каратэ) сэнсэя Мияги и, как и он, ученик Хигаонна Канрё Сенсея.

Мне посчастливилось учиться у Хига Сэйко Сенсея, и я изучил оригинальные техники Годзю-Рю. Пожалуйста, не думайте, что я хвастаюсь, когда говорю, что я один из немногих людей, которые до сих пор знают его методы (Хига Сэйко) и остаются верными им. Я считаю это своей особенностью. Например, способ дыхания Хига сэнсея во время Санчин заключался в том, чтобы вдыхая, буквально проглотить воздух, а затем снова вдохнуть. Я не думаю, что кто-то использует этот метод дыхания, кроме меня. Это не критика никому, просто констатация факта. Дыхание очень важно, потому что, когда вы можете контролировать его, вы можете использовать его для генерации скорости и силы. Это настолько сложно описать словами, что это никогда не было документально подтверждено. Дыхание очень важно в окинавском  каратэ Годзю-Рю. Тем не менее, это одна из тех вещей, которые вы можете узнать только от своего учителя.

Для макивары я использую гибкую доску, поэтому ее очень сложно сломать. Я выхожу в свой сад, чтобы найти что-то подходящее для тренировки. Вы знаете, что Синдзё Киёхидэ Сэнсэй может сломать три бейсбольных биты вместе? Абсолютно фантастично! Поэтому я предложил ему, попытаться сломать эту мягкую макивару, и он не смог, хотя он действительно силен. Я смог бы, однако. Это потому, что я заметил во время тайфунов, когда ветер был чрезвычайно сильным, самые большие и самые прочные ветки деревьев в моем саду сломались, хотя маленькие были более гибкими, просто сгибались, а потом возвращались назад. Однако, если маленькие ветви, согнутые ветром, ударялись в определенное место, они немедленно ломались. Я включил это в свою технику, чтобы я мог разбить любой тип объекта, и Синдзё Сенсей был очень удивлен. Так раскрываются методы каратэ и становятся Гокуи (основные моменты) стиля.

Большинство людей используют твердые предметы для подготовки тела, и это хорошо для них, это создает силу и жесткость. Тем не менее, я чувствую, что для меня намного лучше практиковаться с гибкими вещами.

Когда я был молод, мы были довольно скрытными и не показывали людям из других додзё нашего каратэ. Я отправлялся на кладбище в Авасэ, чтобы тренироваться в одиночку ночью. Все считали, что призраки и демоны живут вокруг Хака (склеп) и что это опасное место для людей ночью, поэтому меня никогда не беспокоили и не наблюдали за мной. Однако, когда я прекращал тренироваться, чтобы отдохнуть, я чувствовал, что меня тянут назад в пространство между гробницами, и мне приходилось встать и начать тренироваться снова, чтобы сосредоточиться на моей причине быть там. Для меня никогда не было проблемы прийти туда, даже после наступления темноты, но уход был ужасным, когда некая сила тянула вас назад. Встречать лицом ваши страхи — не проблема для большинства людей, но иметь их позади вас, невидимыми — это проблема.

Тренировки на кладбище были вызовом для студентов каратэ, поэтому мы готовились к испытанию, сосредоточившись на нашем обучении, и с адреналином, проходящим через наши тела, побеждали наши страхи. Однако, даже в момент триумфа, если вы теряли бдительность, чувствовали, что силы тьмы тянутся к вам. Помните, что в те дни мертвых не обязательно кремировали, их останки были помещены в гробницу неповрежденными и оставались там в течение нескольких лет, прежде чем их вытаскивали. Затем кости промывали и готовили для постоянного погребения. В наши дни все меньше и меньше людей, которые тренировались таким образом. Один ночью среди гробниц Авасэ!