О Яги Мэйтоку и резне Кумэ-Дзима
(с) Павел Демьянов 01.03.2018.
Основано на статье Асахи Симбун, автор Ёсида Такуфуми “Окинавцы не могут забыть ужасных событий, творимых японскими войсками” от 29 сентября 2017 и блоге Мэйбукан Хомбу Додзё.
У Дай сенсея Яги Мэйтоку была выдающаяся карьера полицейского. Во время Второй Мировой Войны он находился на Острове Куме-Дзима, для обеспечения порядка среди гражданских лиц во время войны. В отличие от острова Окинава, Куме-Дзима не была подвержена интенсивным бомбардировкам американских войск.
Яги сенсей стал свидетелем зверств печально известной резни Кумэ-Дзима, и его доклады впоследствии помогли расследованию.
Есть много невероятных историй об этом человеке, который, стоял на защите слабых.
Лодка, в которую попал Дай Сенсей на пути с Куме-Дзима на Окинаву была подвергнута бомбардировке.
Чтобы понять о том, что происходило на острове Кумэ-Дзима во время войны и об эпизоде с резней, приведу перевод статьи Асахи Симбун.
Кумэ-Дзима, Префектура Окинава.
Глаза Киюмуры Сошу наполняются слезами, когда он вспоминает момент, когда он наткнулся на безголовые и обугленные тела трех соседей. Это было летом 1945 года, а тогда Киюмуре было 16 лет. Японские войска казнили человека, к которому Киюмура относился, как к старшему брата, обвинив его в сотрудничестве с войсками США. В течение этих жестоких нескольких месяцев японские солдаты убили 20 жителей острова Кумэ-Дзима, включая младенцев, по необоснованным обвинениям в помощи войскам США во время военных действий.
Единственным «преступлением» Накандакари Мэйю было то, чтобы он пытаться спасти остров от бомбардировки кораблями США, а также спасти жизни островитян, от сил США, высадившихся на берег. Его жена и годовалый сын были также преданы смерти.
Битва за Окинаву, свирепое столкновение, которое привело к ужасным жертвам среди гражданского населения и военных, только что закончилась, и американские войска не рисковали, когда они шли на зачистку на отдаленных островах, где как они опасались, они все еще могли столкнуться с упорным сопротивлением.
«Почему японские войска должны были убить их?» — спросил Киюмура, имея в виду своего друга (которому было 25 лет) и его семью. «У обугленных тел не было голов. Солдаты должны были увезти их в качестве доказательств, чтобы доказать, что они на самом деле их убили», — сказал Киюмура, которому сейчас 88 лет, который все еще живет на острове в ста километрах к западу от столицы префектуры, города Наха.
Даже после капитуляции Японии в августе 1945 года солдаты не прекратили убивать островитян. Это, произошло уже 7 сентября, когда все они сдались.
Силы США высадились на остров Кумэ-Дзима 26 июня 1945 года, через три дня после окончания Битвы за Окинаву. Отдаленные острова подверглись массированным артиллерийским бомбардировкам, но остров Кумэ-Дзима это обошло стороной.
Срыв атаки США.
Накандакари служил в Имперском японском флоте во время войны, был пойман и удерживался силами США на главном острове Окинава. Пока находился под стражей, он узнал, что силы США готовились к наступлению на остров Кумэ-Дзима.
Он объяснил своим тюремщикам, что на острове было размещено всего несколько десятков японских солдат, все из военно-морского корпуса связи. Упирая на то, что он сам с острова Кумэ-Дзима, Накандакари вызвался пойти туда, чтобы призвать жителей сдаться. При этом он стал проводником для 966 военнослужащих США, которые высадились на берег.
Слова Накандакари, записанные в дневнике, хранящемся у главы местной сельскохозяйственной организации, попали в серию «Окинава Кенси» (История префектуры Окинава), составленной отделом образования Окинавы и опубликованной в 1974 году: «Американские войска планировали провести морские бомбардировки по острову Кумэ-Дзима, используя три боевых корабля, прежде чем организовать высадку на остров. Но я объяснил им, что остров совершенно беззащитен и убедил остановить атаку».
Вот почему Накандакари считается спасителем острова Кумэ-Дзима, хотя это стоило ему жизни.
После того, как войска США высадились, японский военный контингент скрылся в горах. Солдаты стали одержимы идеей того, что некоторые островитяне сотрудничали с войсками США, и поэтому были шпионами, которые заслуживали казни. Детей подозреваемых «коллаборационистов» тоже не пощадили.
Накандакари был под прицелом, потому что он объяснил другим островитянам, что «силы США не будут убивать жителей».
15 августа 1945 года островитяне Кумэ-Дзима услышали «Гёкуон-Хосо», радиопослание от Императора Хирохито, в котором говорилось о капитуляции Японии. Армия США транслировала это по радио в местной начальной школе.
Киюмура по-прежнему живо вспоминает островитян, выбирающихся, после радио-сообщения из подземных убежищ, и солдат США, идущих по сельскохозяйственным полям. Напряженности между островитянами и солдатами США не было.
Корпус связи японского военно-морского флота все еще скрывался. Знали ли они, что война закончилась, неизвестно.
После освобождения из тюрьмы США Накандакари обосновался с женой и младенцем в нескольких километрах от своего родового дома. Но они были обнаружены японскими войсками 18 августа. Все трое были заколоты штыками, после чего солдаты подожгли дом.
Зверски убита семья из семи человек.
Через два дня произошло другое зверство. Солдаты убили Танигава Нобуру, этнического корейца, его жену, которая родом с главного острова Окинава и их пятерых детей.
«Танигава и его семья считались шпионами США, потому что они получали пищу у войск США», — сказал 88-летний Ёна Айсё, сосед Танигава. «Были также предрассудки в отношении корейцев», — вспоминает Ёна.
Ёна похоронил самого маленького ребенка Танигавы, всего лишь младенца, в сосновом лесу.
Оглядываясь на инцидент, Ёна не может сдержать обиды: «Неужели им действительно нужно было убить даже ребенка?»
Его впечатления от японских солдат остались неизменными все эти годы: «Трусы, убившие островитян Кумэ-Дзима, даже не пытаясь сразиться с войсками США».
Островитяне продолжали жить в страхе до 7 сентября 1945 года, когда скрывавшиеся японские солдаты, наконец, сдались войскам США по настоянию начальника.
Ужасы военной промывки мозгов.
«Навязчивое предположение о том, что Япония не может быть побеждена, и характер японских военных, в которых власть начальства была абсолютной, привели к резне», — сказала 78-летняя Шимабукуро Юмико, изучавшая кровавую историю острова и написавшая книгу озаглавленную «Война на острове Кумэ-Дзима», опубликованную в 2010 году.
Шимабакуро сказала, что все члены ее семьи, включая ее саму, были в «списке смертников», составленном японскими солдатами.
Забегая вперед, в марте 1972 года, когда Окинава была на пороге возвращения к японскому суверенитету. Командир, отдавший приказ убить островитян, не раскаивался в интервью «Асахи Симбун».
«Мы убивали островитян Кумэ-Дзима либо по прямым, либо по косвенным обвинениям в шпионаже», — сказал он. «Если люди говорят, что я должен сожалеть о своих действиях, я бы так и сделал. Но все происходило в военное время, — продолжал он. «Я был солдатом, и я сделал это ради Японии».
59-летний Сакуда Исаму, который работал в качестве «проводника мира» в Кумэ-Дзима, обвиняет менталитет военного времени в зверствах.
“(Их искаженное мышление) не вытекало из их индивидуальных личностей. Это как раз ужас военного промывания мозгов”, — говорит Сакуда. Он говорит, что инцидент не должен быть забыт, и призывает «передавать это из поколения в поколение».
Согласно книге об истории префектуры Окинава, опубликованной в 2017 году, солдаты также 27 июня убили островитянина, которому не повезло, что его поймали силы США, а затем освободили, чтобы доставить сообщение с призывом сдаться японским солдатам. Человек работал на местном почтовом отделении, но солдаты рассматривали его как прислужника американских войск.
Через два дня были убиты девять жителей, включая местного мэра. Их дома также были сожжены. 18 августа все трое членов семьи Накандакари были убиты.
Говорят, что «список смертников», составленный солдатами, включал до 40 других островитян, входящих в девять семейств.
Черный монумент, стоит в полях сахарного тростника примерно в 10 минутах езды от аэропорта Кумэ-Дзима. Надпись на нем гласит: «монумент горькой скорби: островитянам и и корейцам острова Кумэ-Дзима, убитым армией императора».