Кихон Ката Санчин

Санчин 三戦 — «Три битвы».

Мастер Канрё Хигаонна привез данное Ката на Окинаву в конце 19-го века. Название Санчин можно перевести как «Три битвы», поле битвы — Разум, Тело и Дух.

Санчин можно назвать медитацией в движении, ката с полным сосредоточением внимания, контролируется три аспекта:

  • правильность движений и стоек,
  • правильность дыхания Ян (дыхания за счет диафрагмы и мышц живота),
  • своевременное напряжение и расслабление мышц.

Во время исполнения Ката инструктора или старшие ученики проверяют (Санчин Симэ) правильность стоек, движений, напряжение мышц, нанося удары по телу и создавая сопротивление движениям исполняющему Ката Санчин.

Правильное исполнение Ката делает тело крепче, создает броню из мускулатуры («железная рубашка»), развивает силу духа и улучшает здоровье, оно так же готовит человека к изучению и практике остальных Ката Годзю-Рю. Все Ката Годзю-рю связаны с Санчин.

Сенаха Шигетоши о Санчин.

Санчин является основным ката Годзю-Рю, и является также, визитной карточкой, выражающей характеристики этого стиля каратэ. Целью Санчин является выработка правильного положения тела, целостности положения и обеспечение «эластичности» дыхания.

Гармония тела, дыхания и движения, в Санчин, укрепляя внутренние органы, создавая мощную мускулатуру, повышая выносливость и физическую силу, развивает прочную скелетную структуру и боевой дух. Наиболее важным элементом ката Санчин является брюшное дыхание, которое заключается в совмещении работы мышц диафрагмы с глубоким дыханием. Вдох, производимый через нос, заключается в заполнении плевры воздухом и создании ощущения мягкого вталкивания этого воздуха в нижнюю часть живота или Тандэн (подчревная область ниже пупка), за счет использования мышц брюшной полости и диафрагмы. Вдыхаемый воздух должен быть выпущен через полуоткрытый рот, без использования мышц грудной клетки или горла, а лишь за счет силы, создаваемой низом живота, должно быть ощущение выдавливания воздуха из области Тандэн. Во время такого дыхания, абсолютно запрещено создавать излишнее напряжение. Нужно быть осторожным, чтобы чрезмерное напряжение не привело к увеличению артериального давления и невозможности восстановления из процесса Санчин. Создается усилие на верхнюю часть копчика, принимается стойка с поданными вперед бедрами, за счет изгиба в тазовой области и напряжения сфинктера и ягодиц. Должно создаваться ощущение, что сфинктер непосредственно связан с нижней частью живота.

О дыхании «Инь» и «Ян».

Философия Инь и Ян существует и в дыхании. Когда кто-то обжигает палец – он дует на него чтобы охладить, возникающее при этом быстрое грудное дыхание – это дыхание «Инь». С другой стороны, брюшное дыхание, которым вы пытаетесь согреть руки в холодную погоду – это дыхание «Ян». Дыхание в боевых искусствах – всегда дыхание «Ян». Это «боевое» дыхание заключается в долгом выдохе и коротком вдохе.

При выполнении ката Санчин, сначала производится долгий выдох одновременно с принятием позиции готовности (Учи-Хачидзи Дачи), затем выдерживается пауза в 3 секунды перед глубоким вдохом, следующий выдох производится одновременно с выходом в первую позицию ката Санчин (стойка Санчин + двойной блок Чудан Укэ).