Ката

© Павел Демьянов 12.12.2012, обновлено 23.07.2014. При копировании указывайте источник.

Ката (型) – «форма», последовательность движений защиты, контратаки, характерных для стиля Каратэ, связанных передвижениями, характерными для стиля. Ката имитирует поединок с одним или несколькими противниками. В каждом стиле существует свой набор Ката.

Ударные техники, бросковые техники, техники защиты и освобождения от захватов, техники удушения и болевых заломов, все заключены в Ката и формируют арсенал того или иного стиля Каратэ. Поэтому Ката называют душой Каратэ.

Kata list

(На фотографии список ката Годзю-Рю, предоставленный сенсеем Сенаха Шигетоши)

Перевод списка, представленного выше:

Окинава Каратэ-До

Ката Рюсёкай

Кихон Ката: Санчин

Хэйшу Ката: Тэнсё

Кайшу Ката:

  • Гекисай Дай-Ичи
  • Гекисай Дай-Ни
  • Сайфа
  • Сисочин
  • Сэсан
  • Сансэру
  • Сэйэнчин
  • Сэпай
  • Курурунфа
  • Супаримпэ

Рюсёкай Кайчо: Сенаха Шигетоши

В системе Годзю-Рю изучается двенадцать Ката, которые можно разделить на открытые (Кайшу Ката) и закрытые (Хэйшу Ката), Санчин еще называют Кихон Ката, подчеркивая тем самым его особое положение, многие Ката основаны на Санчин. Так же в программу Рюсёкай входят четыре Фукю Ката, разработанные Яги-сенсеем.

Открытые Ката, служат для запоминания комплексов и приемов защиты и контратаки, тренировки тела. Многократное повторение Ката, со своевременными корректировками инструктора позволяют отточить правильность движений, характерных для стиля.

Закрытые Ката — исполняют с особым контролем дыхания, полным контролем всего тела, полным сосредоточением внимания. Помимо этого, они, вопреки распространенному мнению, не являются только медитацией в движении, они так же заключают в себе прикладные приемы самообороны.

История Ката расплывчата, неизвестно наверняка, где и как именно они были разработаны и почему так названы.

Некоторые из Ката, практикуемых сегодня в Годзю-Рю были привезены из Китая на Окинаву великим мастером Канрё Хигаонна. Санчин, Сэсан, Сансэру, Супаримпэ имеют схожую форму, одинаковое начало, представляют собой единое ядро стиля Белого Журавля.

Звучание названий некоторых форм отличается от японского и является японизированным прочтением китайских чисел. Сэсан(13), Сансэру(36), Супаримпэ(108), Сэпай(18). В названиях этих ката присутствует иероглиф 手-Тэ, из-за чего многие переводят названия ката, как 36 рук или 18 техник, но, иероглиф — лишь метка, знак того, что произносить названия этих ката следует с китайским звучанием («так как говорят  те, кто изучает ТЭ»), иначе «сансэру» превратилось бы в «сандзюроку», а «супаримпэ» в «хякухачи». Вероятнее всего эти названия произошли от священных чисел буддизма.

Ката Сайфа, Сисочин, Сэпай, Курурунфа и Сэйенчин  могли появиться на Окинаве из других стилей Цюаньфа, в том числе задолго до поездки Канрё Хигаонна в Китай. Открытие ката и форма сильно отличается от стиля Белого Журавля и по воспоминаниям учеников, мастер преподавал только Санчин, Сэсан, Сансэру и Супаримпэ.

Доподлинно известно, что Мастерами Мияги Тёдзюном и Нагаминэ Сёсином по заказу окинавского совета по образованию были разработаны Фукю ката Ичи и Ни, одно из которых в последствии стало Гекисай, название происходит из старого японского языка. Также Мияги создал на основании китайской формы Роккисю ката Тэнсё, которое в последствии стало очень популярно среди каратэка разных стилей.

По воспоминаниям Яги Мэйтоку, все ученики Тёдзюна Мияги изучали три ката, Санчин, Сэсан, Сэйэнчин, но однажды Тедзюн Мияги сказал Яги-сенсею: «Я учил всех трем ката, я научу тебя всему остальному, пока я не забыл». 

Мияги Сенсей был большим реформатором, он так же изменил старую форму ката Санчин, теперь в разных школах изучают разные версии ката Санчин. Существует вероятность, что ката Сайфа, Сисочин, Сэйэнчин, Сэпай, Курурунфа могли быть разработаны мастером Хигаонна, после его путешествий в Китай, в период, когда он не брал учеников, либо самим Тёдзюном Мияги. По другой версии Мияги Тёдзюн выучил эти Ката, во время совместных занятиях с мастерами других школ или во время самостоятельных поездок в Китай.

Таким образом, все ката Годзю-Рю можно условно разделить на три группы:

1.Ката, привезенные из Китая мастером Канрё Хигаонна и имеющие схожую форму: Санчин, Сэсан, Сансэру, Супаримпэ.

2.Ката созданные Тёдзюном Мияги: Гекисай Ичи, Гекисай-Ни, Тэнсё.

3.Ката из других китайских или окинавских стилей либо разработанные Мастерами Хигаонна и Мияги: Сайфа, Сисочин, Сэйэнчин, Сэпай, Курурунфа.

(Это деление предлагается только как информация к размышлению)

Многие практикующие, как правило, спортивное Каратэ во время исполнения Ката начинают демострировать громкое контролируемое дыхание, по словам Сенаха-сенсея, в Годзю-Рю есть только две формы, использующие особенное дыхание, это Санчин и Тэнсё.

Senaha Shigetoshi

Ката-но-бункаи (型の分解) –«разложение формы», анализ ката.

Изучение Ката неразрывно связано с понятием Бункаи, не имеет смысла выполнять ката без понимания того, что в них заключено.

Слово Бункаи состоит из двух иероглифов:

分 «БУН» в данном случае делить, разделять и 解 «КАЙ» — развязывать, распутывать, понимать комментировать.

Бункаи — «разбиение на части, разбор», Ката-но-бункаи — разбиение на части и разбор, анализ ката.

Каждый кусочек Ката — это основной принцип действия, который может принимать разные воплощения в зависимости от ситуации, варьироваться в зависимости от того, как и с какой стороны вас атакуют, какой рукой или ногой. Всегда должен сохраняться смысл движения, если это освобождение от захвата — то это всегда освобождение от захвата, а не экзотический удар.

Существует понятие Кихон-Бункаи, то есть техники, которые по внешнему виду максимально близки к исполнению ката. Начинающим ученикам стоит изучать только Кихон-Но-Бункаи. Когда Кихон-Бункаи освоены, можно переходить к изучению ситуативных вариаций. В разных школах могут быть разные интерпретации и наборы Кихон-Бункаи.

Как правило, Ката раскладываются на короткие связки (Атака-Защита-Контратака, Захват-Освобождение-Контратака, Атака-Контратака на опережение и тп) и отрабатываются в паре с партнером, эти связки называют Бункаи-Кумитэ, обычно если сам по себе Бункаи как принцип действия не является ударом или броском, к нему добавляется поражающая часть, вписывающаяся в картину поединка. Но не нужно путать понятие Бункаи и Бункаи-Кумитэ. Бункаи — это понимание Ката, Бункаи-Кумитэ — применение Ката, которое чаще всего отрабатывается в режиме Иппон и Нихон-Кумитэ (атака на один и два удара) в соответствии с принципом Иккен Хиссацу (один удар — одна смерть).

Можно говорить о том, что человек «освоил» ката только тогда, когда помимо отсутствия ошибок в порядке и исполнении движений, в правильности стоек, Каратэка понимает какая техника стоит за каждым элементом исполняемого ката (знает Бункаи) и умеет продемонстрировать эту технику в работе с партнером (знает Бункаи-Кумитэ).

© Павел Демьянов 12.12.2012, обновлено 23.07.2014. При копировании указывайте источник.